ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА В ЦЕНТРЕ ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ.
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Методические разработки

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА В ЦЕНТРЕ ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Я работаю в разновозрастной группе детей (3 - 5 лет) с 1992 года. В этой группе многие дети находятся в течение двух лет, потом они традиционно переходят к другим педагогам. Поэтому, можно сказать, моя специализация - младший дошкольный возраст.

Л. Толстой сказал "Воспитание ребенка происходит до пяти лет". Я понимаю и принимаю ту ответственность, которая лежит на воспитателях детей младшего дошкольного возраста. Нам необходимо создать фундамент, базу знаний, умений, навыков для совершенствования их в дальнейшем.

Цели, принципы и методы решения этой задачи описаны выше. Остановимся на практической стороне работы.

Почти все дети приходят в мою группу из дома. Детский сад - это их первый опыт общения с "чужими тетями", со сверстниками и, наконец, многие впервые вынуждены расстаться с мамой. Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе. От успешности деятельности педагога в этом направлении зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском саду. Отрицательный опыт адаптации может сыграть негативную роль и в первом классе школы.

Чтобы устранить негативные эмоции ребенка в период привыкания его к детскому саду я использую следующие приемы:

1. Родители могут находиться с ребенком до тех пор, пока это необходимо. Некоторым детям достаточно часа, дня, некоторым - неделя и больше. Предлагаю родителям, по возможности, обеспечить ребенку "короткий день". Родители могут увести малыша домой через час пребывания его в группе, забрать после обеда (по необходимости). Ребенок постепенно привыкает к разлуке с мамой. Он понимает, что его не оставляют навсегда, осознает, что в детском саду интересно, вовсе не страшно, ему здесь рады.

2. В период адаптации стараюсь проявить максимум внимания к "страдающему" ребенку. Подчеркнуто радостно встретить его утром, сказать о том, что именно он самый желанный и долгожданный. Для него приготовлены игрушки, с ним хотят поиграть дети, птички и рыбки ждут, не дождутся, когда он их покормит. Чем скорее поймет маленький человек, что он необходим воспитателю и детям, любим ими, тем скорее преодолеет он тяжкий барьер расставания с мамой.

3. Интересным педагогическим приемом считаю помещение фотографии мамы в шкафчике для одежды каждого малыша. Загрустил ребенок, обиделся на что-то, - вот она, мама, рядом, посмотришь на родное лицо, и станет легче.

Создание эмоционально-комфортных условий в группе я полагаю залогом успешности решения всего комплекса и образовательных задач и формирования эмоциональной сферы детей, в частности.

Наша группа красочно оформлена. Панно на стенах, множество игрушек (значительная их часть изготовлена нами), оборудование специальных зон для разнообразной деятельности привлекают внимание малышей, стимулируют и побуждают к игре, активизируют процесс их развития. Яркие впечатления, которые ребенок получает от взаимодействия с такой предметной средой, вызывают яркий эмоциональный отклик в его душе.

Одним из наиболее существенных достижений своей работы я считаю развитие эмоциональной выразительности речи детей.

1. В группе имеется картотека литературных произведений, подобранных по принципу формирования различных видов эмоций.

Основная задача
Литературные произведения
Работа с эмоцией
печали
М. Пляцковский "Однажды утром ";
Р.н.с. "Петушок и бобовое зернышко", р. и. с. "Гуси-лебеди";
С.Я. Маршак "Сказка о глупом мышонке"
К. И. Чуковский "Краденое солнце"
Работа с эмоцией удивления
М. Пляцковский "Разноцветные зверята" Л. Толстой "Три медведя", Р.Н.С. "Репка", В. Сутеев "Под грибком"
Работа с эмоцией гнева
К. Чуковский "Мойдодыр", Р.н.с. "Кочеток и курочка"
Работа с эмоцией радости
А. Барто "Кораблик, "Козленок", "Воробей", "Лошадка"
К. Ушинский "Четыре желания" Е. Благинина "Вот, какая мама".
К. И. Чуковский "Краденое солнце"
Развитие
интонационной
выразительности
Потешки: "Ежик", "Кисонька", "Котик", "Больная кукла",
И. Токмакова "Медведь",
С.Я. Маршак "Разговор клоунов", "Был сапожник", "Маленькая девочка"

2. Картотека различных игр, развивающих интонационную выразительность речи. Приведу как пример потешку, которую можно использовать для игр с детьми:

- Был сапожник? Был!

- Шил сапожки? Шил!

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки!

Два ребенка могут рассказать ее по-разному. Например, один грозно спрашивает, другой - испуганно отвечает и наоборот. Один спрашивает весело, другой удивленно отвечает, и наоборот. Вариантов прочтения лишь одной потемки множество.

3. Постоянно обращаю внимание на речь детей в процессе общения. Высказываю одобрение, когда ребенку удается ярко проявить положительные эмоции "Как весело ты улыба ешься, даже глазки блестят! Посмотри на себя в зеркало, какой ты красивый сейчас!". Подчеркиваю проявление детьми эмпатии "Молодец, Оля! Увидела, что Ян обиделся, и постаралась утешить его"

4. Сама стараюсь проявлять свои чувства в понятной для детей форме (не только мимически и пантомимически, но и вербально).

5. Значительную часть времени я уделяю театральной деятельности детей, изготовлению множества атрибутов для детского театра Старые перчатки, варежки, бросовый материал, - все годится для этого. Результат, - эмоциональный отклик и развитая речь детей с лихвой оправдывают потраченное время и силы. Дети любят играть в театр и часто делают это самостоятельно

Как уже упоминалось, формирование эмоций происходит во всех видах деятельности детей. Например, на любом занятии я не упускаю возможность поставить перед детьми проблемные задачи, решение которых является, по сути, эмоциональным тренингом.

Замечу, что это не требует от педагога особых ухищрений. Ход занятия практически не меняется иначе расставленные акценты, вовремя поставленный вопрос и вот положительный эффект.

 

К содержанию | Дальше
   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)