logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей

А.С. Макаренко "Лекции о воспитании детей".

Дисциплина.

Слово "дисциплина" имеет несколько значений. Одни под дисциплиной понимают собрание правил поведения. Другие называют дисциплиной уже сложившиеся, воспитанные привычки человека. Третьи видят в дисциплине только послушание. Все эти отдельные мнения в большей или меньшей степени приближаются к истине, но для правильной работы воспитателя необходимо иметь более точное представление о самом понятии "дисциплина". Дисциплина создаётся не отдельными дисциплинарными мерами, а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями, которым подвергаются дети. В таком понимании дисциплина есть не причина, не метод, не способ правильного воспитания, а результат его . Правильная дисциплина - это тот хороший конец, к которому должен стремиться воспитатель всеми своими силами и при помощи всех средств, имеющихся в его распоряжении.

Если дисциплина есть результат, то что же является средством? Средством является режим . Всякое средство, в какой угодно области жизни, нужно употреблять только тогда, когда оно соответствует цели, когда оно уместно. Поэтому можно представить себе самую лучшую дисциплину, но нельзя представить себе какой-нибудь идеальный, самый лучший режим. В одних случаях один режим будет самым подходящим, в других - другой. Таким образом, под режимом нельзя понимать что-то постоянное, неизменное.

Режим не может быть постоянным по своему характеру именно потому, что является только средством воспитания. Каждое воспитание преследует определённые цели, при чём эти цели всегда изменяются и усложняются. В раннем детстве, например, перед воспитателями стоит серьёзная задача - приучить детей к чистоте. Стремясь к этой цели, взрослые устанавливают для детей особый режим, т. е. Правила умывания, правила уборки, правила соблюдения чистоты комнаты, стола, постели. Такой режим должен регулярно поддерживаться, воспитатели никогда не должны забывать о нём, следить за его выполнением, помогать детям в тех случаях, когда они сами не могут что-либо сделать, требовать от детей хорошего качества работы . Если весь этот порядок организован хорошо, он приносит большую пользу, и, наконец, наступает такое время, когда у детей образуются привычки к чистоте, когда сам ребёнок уже не может сесть за стол с грязными руками. Значит, можно уже говорить о том, что цель достигнута.

Мы должны помнить, что режим должен отличаться определёнными свойствами, обязательными при всякой обстановке.

Режим должен быть прежде всего целесообразен. Любое правило жизни должно быть введено исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной вами разумной цели . Эту цель вы и сами должны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны знать её и дети. Во всяком случае и в ваших глазах, и в глазах детей режим должен иметь характер разумного правила. Если вы требуете, чтобы дети не лили воду на пол во время мытья рук, то дети должны понимать, что это необходимо для того, чтобы облегчить работу няне.

 

Рекомендуя воспитателям добиваться того, чтобы режим имел разумный и целесообразный характер, мы в то же время должны предостеречь воспитателей и родителей, что вовсе не следует на каждом шагу объяснять детям значение того или другого правила, нельзя надоедать им такими объяснениями и толкованиями. По возможности нужно стараться, чтобы дети сами поняли, для чего это нужно. Только в крайнем случае нужно подсказать им правильную мысль. Вообще нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке. Постоянные же рассуждения и разглагольствования о правильном поведении могут испортить какой угодно хороший опыт.

Вторым важным свойством каждого режима является его определённость. Если сегодня нужно чистить зубы, то нужно их чистить и завтра. Неопределённость лишает режим всякого значения и обращает его в набор случайных, не связанных между собой распоряжений. Правильный режим должен отличаться определённостью, точностью и не допускать исключений, кроме таких случаев, когда исключения действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами.

Определённость режима, его точность и обязательность подвергаются большой опасности, если взрослые сами относятся к режиму неискренне.

Большое внимание нужно уделять оказывать вопросам движения. Некоторые думают, что детям необходимо бегать, кричать, вообще буйно проявлять свою энергию. Необходимо воспитывать у детей привычку к целесообразному движению, к умению тормозить его, когда нужно. Во всяком случае в комнате не нужно допускать ни бега, ни прыжков. Для этого есть более подходящая площадка во дворе. Точно также необходимо приучать детей к умению сдерживать свои голоса: крик, визг, громкий плач - всё это явления одного порядка: они свидетельствуют больше о нездоровых нервах ребёнка, чем о какой-либо действительной потребности. Взрослые сами повышают голос до крика, сами нервничают, вместо того, чтобы вносить в атмосферу тон уверенного спокойствия.

Главная цель режима - накопление правильного дисциплинированного опыта, и больше всего нужно бояться неправильного опыта. Главное - терпеливо ждать его результатов.

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)