logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent

stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей

Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника.

Из опыта работы.

Автор: Ванюшкина Наталия Николаевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N37, Московская область, Одинцовский район, пос. Горки-2.

Дошкольное детство – короткий, но важный период в становлении личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенные отношения к людям, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Особое место занимают игры, которые создают сами дети. Такие игры называют творческими или сюжетно-ролевыми.
Сюжетно-ролевая игра имеет чрезвычайно большое значение для умственного и нравственного развития ребенка, для формирования его способностей и становления личности в целом.
Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе активной жизнедеятельности, путем принятия на себя определенной роли. Выполняя взятую на себя роль, ребенок стремится подражать взрослым, старшим или сверстникам. Он многократно возвращается к тому первообразцу, каким является для него окружающий мир, осваивается в нем, познает его, «врастает» в него постепенно, без принуждений, добровольно. В процессе игры ребенок как бы выходит из подчинения взрослого и действует самостоятельно, свободно проявляя свои чувства, желания. Воображение и фантазия помогают ребенку восполнить пробелы в знаниях об окружающем мире.
В сюжетно-ролевой игре ребенок выполняет символические действия («как будто бы»), реальные предметы заменяет игрушками или предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции (палка-«лошадка», стул-«ракета» и т.д.).
В игре нет прямой зависимости ребенка от взрослого, в ней он получает большую самостоятельность, чем в учебной и трудовой деятельности. Однако формы игровой деятельности усваиваются детьми под руководством взрослых.
Наблюдая за игровой деятельностью детей, мы заметили, что каждый играл со своей игрушкой, для совместной игры ребята не объединялись, некоторые из них вообще не играли, а только наблюдали. Часто возникали конфликты из-за игрушек: многим хотелось, например, поиграть с маленькими машинками или большим самосвалом. Мы решили объединить детей в совместных играх, выработать доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, во что и как они будут играть. Для этого мы использовали различные приемы. Например, Арсений возит грузовую машину, а Женя начал что-то строить, беря детали со стеллажа. Предлагаем Арсению подвозить детали, а чтобы постройка была закончена быстрее, подключаем к ним Митю. Игра обретает новый характер, в ней участвует уже группа детей. В конце игры обращаем внимание ребят на то, какую хорошую дорогу для машин построили мальчики. И потом, когда дети начинали что-то строить, они уже объединялись.
Или такой пример. Настя принесла двух кукол, сидит с ними в сторонке. «К нам пришли гости, давайте угостим их чаем!» - говорю я. Маша и София охотно откликнулись на это предложение. Настя усадила своих кукол за стол, Маша достала из шкафчика чашки с блюдцами, а София поставила чайник на плиту и приготовила угощение для гостей. После чаепития я обратилась к Насте с просьбой помочь девочкам собрать и помыть посуду. Возникла новая игра с новым сюжетом,  в нее включилась и нерешительная Настя.
Сюжеты детских игр развивались как через самостоятельные, так и через дидактические игры во время занятий. Например, на одном из занятий мы провели игру «Магазин игрушек», в процессе которой дети давали характеристику игрушкам, учились вежливо разговаривать с продавцом и т.д. У ребят появились новые знания, опыт, которые они успешно применяли в таких играх, как, например, «К нам гости пришли», «Ресторан», «Супермаркет», где дети сами делали настоящие бутерброды с сыром, смешивали краски, чтобы получить «сок», «пекли» пирожные из печенья и джема.
Остановлюсь на формировании сюжета игры в больницу. Сначала мы познакомили детей с книгой К.Чуковского «Айболит», обратили внимание на обложку, на которой нарисован доктор; рассмотрели иллюстрации, изображающие то, как Айболит лечит зверушек (ставит градусник, дает лекарства). Беседовали с детьми о том, кто из них был в поликлинике и что там делал. Затем мы коллективно посетили медицинский кабинет в детском саду: рассмотрели весы, ростомер, шкаф, где хранятся лекарства, бинты, вата и др. Объяснили ребятам, что врач и сестра заботятся об их здоровье, делают прививки, чтобы никто не болел. В игровой комнате появился чемоданчик, в котором лежали градусник, трубка для врача (фонендоскоп) и т.п. Ребята слепили из пластилина «витамины», подписали баночки с «лекарствами». С атрибутами и игрушками-заместителями дети активнее включались в игру.
Руководя играми, уделяем внимание воспитанию у детей дружбы, вежливости, умению считаться с коллективом. В нужную минуту я включалась в игру, разбирала конфликты. Митя исполняет роль врача. Он умеет организовать игру, активен, но не всегда охотно уступает роль. Арсению тоже хочется быть врачом, но, ни его, ни мои просьбы на Митю не действуют – не уступает. Тогда я говорю, что один врач может пойти к больному домой, а другой останется в поликлинике. Таким образом, конфликт был урегулирован, и все остались довольны.
В ходе игры следим за речью детей, исправляем ее.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на корабле». Сначала группа мальчиков дружно строила корабль. Когда корабль был готов, на роль капитана нашлось много желающих. Возникли разногласия. Каждый предлагал себя, не желая выслушивать товарищей. Чтобы сохранить игру, провели беседу, выяснили, что на корабле есть не только капитан, но еще и штурман, кок, матросы и пассажиры. Вместе наметили маршрут путешествия, выяснили, что необходимо сделать для игры (бинокль, рупор, штурвал, головные уборы). Во время беседы высказывали свое мнение все члены команды. Отмечали, что команда дружная, выбрала интересный путь для путешествия. А бутерброды собственного приготовления кажутся еще вкуснее на корабле!
Здесь использовались косвенные приемы педагогического воздействия: организация предметно-игровой среды, постановка перед детьми проблемных игровых задач в форме вопросов, советов, обсуждение с ними плана игры. У ребят появились такие качества, как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное, дружить.
В начале года преобладали игры, отражающие профессиональный труд взрослых (продавец, водитель, доктор…), дети приступали к игре ситуативно, без какого-то предварительного плана. Позднее – игры, связанные с общественной тематикой («Полет в космос»,  «Путешествие на корабле»…), обсуждали замысел игры, подбирали, а иногда самостоятельно готовили материал к играм. Игры становятся длительными (неделю, две), постоянно усложняя и дополняя сюжет игры новыми ролями. Воспитатель направляет ход игры, руководит отношениями между детьми (выбор темы, распределение ролей, выработка и обсуждение правил). Для того, чтобы дети могли включать в игру предметы-заместители, в игровой комнате есть различные коробочки, баночки, природный материал и др.
Дети с большим желанием передают в своих играх хорошо знакомые бытовые процессы, то есть те жизненные ситуации, в которых они сами участвуют. Поэтому мы советовали родителям привлекать детей к посильному труду дома, рассказывали, какие поручения может выполнить ребенок, какие требования следует предъявлять к оценке результатов его труда. Например, в магазине самообслуживания привлекать детей к осознанному выбору покупок, а после посещения парикмахерской поговорить с ребенком о работе мастера, зачем нужна красивая стрижка.
Дети часто обращаются к родителям с просьбой купить что-либо для игры. В таких случаях предлагаем родителям вместе с детьми подумать, чем можно заменить недостающий предмет (создание предметов-заместителей, развитие фантазии). Мы советуем родителям не ломать  и не разбирать постройки ребенка, уважать его труд; возможно, это нужно для продолжения сюжетно-ролевой игры завтра и в последующие дни.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Поэтому сюжетно-ролевым играм должно отводиться далеко не последнее место в педагогическом процессе детского сада.

 

Список использованной литературы:

  1. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик «Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада» - М.: Просвещение, 1983.
  2. М. А. Васильева «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»
  3. Н. А. Коробкова «Сюжетно-ролевая игра старшего дошкольника», 2006.
  4. М. А. Васильева «Программа воспитания в детском саду» - М.: Просвещение, 1982.
  5. А. А. Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Книга для воспитателя детского сада» - М.: Просвещение, 1987.
  6. Д. Б. Эльконин «Психология игры» - М.: Просвещение, 1987.
 
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)