Современные технологии в работе с заикающимися дошкольниками. Из опыта работы учителя-логопеда.
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей

Современные технологии в работе с заикающимися дошкольниками.

Из опыта работы учителя-логопеда.

Автор: Перцева Ирина Александровна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида N39», г. Арзамас.

 

Самая важная проблема в современных условиях дошкольного воспитания-сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Выбор здоровье сберегающих технологий, соответствующих дошкольному возрасту, устраняющих перегрузки воспитанников является приоритетным направлением деятельности дошкольных учреждений. В последние годы наблюдается негативная тенденция ухудшения состояния здоровья детей, снижения уровня психического и физического развития. В настоящее время одной из актуальных проблем является постоянный рост количества детей, имеющих речевые нарушения. Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой при выборе профессии, обучении и в личной жизни. В своих исследованиях Р. Е. Левина, [6] С. В. Леонова, В. И. Селивёрстов, Н. А. Чевелёва констатируют, что заикание часто формирует у человека черты характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих. Заикание на начальной стадии обычно не очень беспокоит ребёнка, но, усиливаясь, оно вызывает, особенно у детей более впечатлительных, болезненные переживания: боязнь говорить, желание скрыть свой недостаток. Заикающиеся дети начинают избегать разговоров, смущаются, тихо говорят. Подобное переживание отрицательно действуют на психику, изменяет характер ребёнка. Различные речевые нарушения у заикающихся детей быстрее и легче преодолеваются с помощью курса логопедической ритмики. Исследованием речевого развития детей с заиканием посредством логопедической ритмики занимались Г. А. Волкова (1986), В. А. Гринер (1990), В. И. Дресвянников (1982), Г. Р. Шашкина (2005) (9). Логопедическая ритмика одно из средств развития и совершенствования речи и моторики старших дошкольников с заиканием. Занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заикающегося отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое общение с ними. Логоритмические занятия дают возможность в рече-двигательной форме проигрывать различные социальные роли, утвердиться в активном, инициативном поведении. В связи с тем, что в МБДОУ д/с 39 города Арзамаса открыта группа компенсирующей направленности для детей с заиканием, было решено включить в сетку занятий логоритмику. Целенаправленная работа по коррекции речевых нарушений у дошкольников с заиканием, развитие темпо-ритмических способностей, развитие коммуникативной функции речи, мы решаем посредством логопедической ритмики, которая способствует быстрому и эффективному преодолению речевых нарушений в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики расстройства, этапов логопедической работы, развитию мыслительной деятельности, коррекции двигательной сферы, неречевых психических функций. В ходе специального обучения нами осуществляется постепенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью. Самостоятельная речь без заикания достигается не путём механических тренировок, а благодаря системе упражнений, предусматривающих воспитание регуляторных механизмов и формирования навыков пользования детьми доступными формами ситуативной речи с последующим усложнением и переходом к контекстной речи. Речевые упражнения с этой целью мы проводим в специально организованных условиях общения. Для этого мы создали специально организованную среду в группе, которая является мобильной, то есть видоизменяется в зависимости от этапов коррекционной работы и от года обучения, их возраста и половой принадлежности, по методике Н.А. Коротковой. Занятия по логоритмике проводим в музыкальном зале 1 раз в неделю. Каждое занятие посвящено одной лексической теме. Планирование логоритмических занятий осуществляется на основе принципов, разработанные Г. А. Волковой [1, 11].
 Принцип систематичности будет заключаться в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса.
Принцип сознательности и активности заключается в сознательном и активном отношении ребенка к своей деятельности.
Принцип наглядности должен реализовываться как путем непосредственного показа педагогом движений, так и использованием зрительного образа (картины, игрушки, пиктограммы), образного слова педагога.
 Принцип доступности и индивидуального подхода предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей.
 Этиопатогенетический принцип требует дифференцированного построения занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства, поэтому занятия сроятся по-разному. Например, при заикании логоримические занятия направлены на коррекцию моторных нарушений, воспитание внимания, тормозных установок, произвольного поведения, связи между речевой и общей моторикой и т. д. с соответствующими специфическими средствами воздействия на речь заикающегося, а при ринолалии особое внимание уделяется воспитанию слухового внимания, дифференциации ротового и носового дыхания, снятию назализации и т. д.
Принцип учета симптоматики позволяет соотнести физические возможности детей с речевой патологией, наличием парезов при дизартрии. Учитывая возможности детей, дозируется соответствующая нагрузка.
Принцип этапности, определяет логическую последовательность приобретения, закрепления и совершенствования всего комплекса знаний, умений и навыков.  
В его основу положен принцип от простого к сложному. Основной задачей логопедической ритмики для заикающихся дошкольников являются: нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики.
Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные. [1, 10].
 Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания (диафрагмально-рёберного); воспитание правильной осанки, походки; укрепление сердечно-сосудистой системы, эндокринной и т. д. В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности свободно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; Воспитание таких параметров моторики как объём движений, точность, переключаемость, длительность удерживания движений; координация движений; Знакомство с некоторыми музыкальными терминами при формировании чувства ритма (музыкальный метр, размер, темп, регистр). Развитие словестно-логического мышления.
 К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и к речи.
 К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения; развитие дыхания, голоса, артикуляции; развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
Содержание логопедической ритмики зависит от этапа логопедической работы.          На каждом этапе существуют свои задачи и логопедические технологии формирования плавной речи, дифференцированными являются и средства логопедической ритмики.
 I этап ограничения речи. На логоритмических занятиях в это время вводятся неречевые средства-упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения на развития дыхания, мышечного тонуса, произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики. Выполнение упражнений чередуется со слушанием музыкальных отрывков-инструментальной или вокальной музыки. Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий.
II этап сопряжённой и отражённой речи. На логоритмических занятиях кроме неречевых средств постепенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие, как упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, для развития дикции и артикуляции, мелкой моторики с речевым сопровождением.
III этап диалогической речи. На логоритмических занятиях продолжается формироваться развитие просодической стороны речи и предлагаются упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счётные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением.
IV этап самостоятельной речи. В логоритмические занятия включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами танца, с предметами и речевым сопровождением.
V этап спонтанной эмоциональной речи и общения. В логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально-двигательные игры, инсценировки и мелодекламацию чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение. Т. о.  к этапу спонтанной речи и общения, у детей с заиканием формируется основные качества во всех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности.
Средства и методы логопедической ритмики:
Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть им очень просто-для этого не требуется специального образования и даже природного дара.
Рекомендации по проведению расслабляющих упражнений с детьми:
-Вызвать спокойствие, уравновешенность, уверенность в своей речи, а также закрепить в сознании детей необходимость пользоваться мышечной релаксацией и техникой правильной речи при общении в любой ситуации.
 -Использование средства на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки.
- Совершенствование умений управлять своими движениями. Понятия большей и меньшей силы мускульного напряжения соотносятся с понятиями «громко» и «тихо» в музыке.
- При выполнении упражнений можно использовать спокойные шумовые фоны или медленную музыку.
В книге для логопедов «Устранение заикания у дошкольников в игре» 1984 И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской [3, 45] предлагается комплекс расслабляющих упражнений в основе которых использована общепринятая методика мышечной релаксации профессора Джекобсона.
Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе делится на три этапа: I этап мышечная релаксация по контрасту с напряжением. Расслабление мышц рук: «Коготки и лапочки», «Лимон», «Олени», «Драка», «Кулачки». Расслабление мышц шеи: «Испуганная черепаха», «Любопытная варвара» Расслабление мышц ног: «Кораблик», «Пружинки». Расслабление мышц корпуса и всего тела: «Штанга», «Марионетки», «Сосулька», «Мяч и насос», «Снежная баба», «Ленивый кот». Упражнения, направленные на эмоциональное расслабление: «Птички», «Ленивый кот», «Воздушный шарик», «Загораем», «Волшебный сон»: «Путешествие в волшебный лес», «Тихое озеро», «На пляже», «На лесной опушке».
II этап мышечная релаксация по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности; Расслабление мимических мышц: «Муха», «Удивился», «Рассердился», «Испугался». Расслабление мышц речевого аппарата (губ, челюсти, языка): «Лягушка», «Орешек», «Хоботок», «Грибок», «Сердитый язычок», «Горка», Рот на замочке», слоговая гимнастика «Твёрдо- мягко».
III этап внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.
Метод рисования песком. Работая с песком на плоскости, движения рук становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. Рисовать можно и двумя руками одновременно, что способствует межполушарному взаимодействию (элементы кинезиологии). При рисование песком решается ряд коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих задач, проводится работа по профилактике дисграфии и дислексии. А при рисование песком под музыку включаются в работу одновременно несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный, речедвигательный, что помогает развивать мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, работу мозга, способствует коррекции темпо-ритмической организации речи, нормализации мышечного тонуса, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а в последствии и закрепить удлинённый выдох (пропевание гласных звуков на одном выдохе). Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабится и отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят многие речевые и психологические проблемы. Рисование на песке помогает корректировать проблемы поведения детей: агрессивность, непослушание, гиперактивность; эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары; семейные проблемы: развод, появление младшего ребёнка, стрессовая ситуация, смена места жительства; коммуникативные проблемы: поступление или смена детского сада, трудности в общении с другими детьми и взрослыми. Метод рисования на песке полезен людям, которые много времени проводят за компьютером и даже пожилым людям, т. к. с возрастом у людей снижается чувствительность рук.
 Биоэнергопластика - синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой с помощью которой совершенствуется регулирующая и координирующая функции нервной системы, сокращает время занятий, улучшает их результативность.  
«Шагистика». С помощью специальных упражнений замедляется темп речи, задаётся нужный ритм, развивает речевое дыхание, а также проводится работа над слоговой структурой слова. Упражнения производятся синхронно под счёт: шаг-цифра. Ребёнок шагает по следам на дорожке или перешагивает через ленты (один шаг-один слог или одно слово, или шагает только на ударный слог в словах, предложениях). Прошагивать слова или считать цифры на одном выдохе очень хорошо развивает речевое дыхание в процессе произнесения прозаического текста.
Речь, ритм, движение. Большое значение для нормализации темпа и ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, притопывание, прыжки, перешагивание). Допускается отстукивание ритма ногами, отхлопывание руками или кистью одной рукой или пальцами ведущей руки по какому-нибудь предмету, например, по столу, по колену в положении сидя» или по бедру в положении «стоя» с помощью специально подготовленных тренажёров: мягкой груши, бельевых прищепок, парных пуговиц, пластмассовых крышек, слоговой лесенке, «игровой ладошки», мяча, «верёвочных узелков», используя метроном, с помощь пальцев ведущей руки (метод Л.З.Андроновой-Арутюнян), используя рече-ручной-режим (Р-Р-Р) имитация игры на пианино, дирижирование в сопровождении проговаривания. Ударному слогу (слову) должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному тихий. Один слог-одно движение. Параллельно тренируется способность различать разнообразные ритмы с помощью ритмических рисунков и сознательно подчинять им свои движения, что положительно сказывается на качестве речи. Упражнение «узелки» (ритмический перехват).
 Формирование речевого дыхания - важная составляющая коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми и одно из условий речевого общения.
1 этап. Цель: Развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.
2 этап цель: Дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.
 3 этап. Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.
 4 этап: Цель: Развитие собственного речевого дыхания.
 5 этап. Цель: Тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

Оздоровительные задачи по речевому дыханию:
Тренируется диафрагма, создавая так называемую дыхательную опору голосообразования;
Усиливается вентиляция бронхов, лёгочной ткани;
Увеличивается жизненная лёгкость лёгких;
 Повышается усвояемость кислорода тканями;
Развивается подвижность и выносливость голосовых связок;
 Формируется ритмичность физиологического дыхания с оптимальной пластичностью дыхательных движений.
 Вырабатывается новый динамический стереотип речевого дыхания (быстрый, достаточный по глубине вдох и удлинённый, замедленный речевой выдох)
Устанавливается оптимальный по силе, звучанию, мелодике голос;
Нормализуются темпо-ритмические показатели речеведения.
 Участие в театральных инсценировках даёт возможность перевоплощаться в различные образы и тем самым побудить говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. В играх драматизациях шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе, а затем включаются в программу праздничных утренниках.
В логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально-двигательные игры, инсценировки и мелодекламацию чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение.

Вывод
Коллективные занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заикающегося отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое общение с ними. Логоритмические занятия дают возможность ставить заикающегося в самые разнообразные ситуации: противопоставлять одного целому коллективу, разбивать коллектив на группы и т. д. дают возможность в рече-двигательной форме проигрывать различные социальные роли, утвердиться в активном, инициативном поведении.
Практика использования логопедической ритмики показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими отклонениями, заиканием и др. При каждом варианте нарушения содержание и организация логоритмических занятий выстраиваются в соответствии со структурой данного нарушения, только в этом случае они дают коррекционный эффект. Мы кратко рассказали о системе коррекционной работы, в её основе лежит комплексный подход, а поставленные задачи решаются нами через создание мобильной коррекционно- развивающей среды, применение современных коррекционно-развивающих технологий в работе с заикающимися дошкольниками, в частности логоритмики, дающей стабильные, положительные результаты в нашей деятельности.

Литература
1.      Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб.для студ. Высш.учебн. заведений.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -272с. – (Коррекционная педагогика).
2.      Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. Для логопедов. – М.: Просвещение, 1983 – 144 с.
3.  Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л. Устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. Для логопедов. -М.: Просвещение, 1984г.
4.      Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М., Просвещение, 1993.  – 134 с.
5.      Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 160 с.
 6. Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей //Дефектология. - 1969. - N 3. - С. 9-17.
7.  Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.В. Леонова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
8.      Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 200 с.
9.      Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

 
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)