Периодизация психического развития в детском возрасте.
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей

Периодизация психического развития в детском возрасте.

Автор: Ерохина Ирина Станиславовна, учитель-логопед, Департамент образования города Москвы Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы школа N2097.

 

Проблема периодизации психического развития детей была и остаётся важной в детской психологии и педагогике, поскольку от её решения зависит состояние и будущее воспитательно-образовательного процесса. Педагогическая периодизация детства, существующая в системе образования (ясельный возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст и т.д.) не признаётся психологами (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) в качестве научно обоснованной, поскольку возникла не на основе внутреннего анализа развития, а как фактически сложившаяся система в соответствии со ступенями воспитания и образования. К тому же, педагогический критерий крайне субъективен, поскольку границы дошкольного и школьного возраста различны в разных странах. Педагогическая периодизация не учитывает закономерностей перехода ребёнка от одного периода к другому, не решает вопрос о движущих силах развития ребёнка.  При этом Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин отмечают, что педагогический принцип выделения периодов детского развития близок к истинной периодизации, поскольку психическое развитие ребёнка тесно связано с воспитанием и обучением, к тому же членение воспитательно-образовательной системы основано на большом практическом опыте.
  Многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Ж. Пиаже, Грунвальд,  П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) искали критерий для   выделений периодов в детском развитии. В период описательного этапа детской психологии создавались, так называемые, моносимптоматические классификации (периодизация, основанная на выделении одного признака развития, развитие речи, например) и полисимптоматические (основаниями для периодизации служат несколько признаков).
       Существующие теории детского развития сводятся к двум основным концепциям:

  1. Развитие – это модификация, нарастание, перегруппировка имеющихся задатков (эволюционистское представление о ходе развития).
  2.  Развитие – постоянный процесс самодвижения, характеризующийся возникновением качественных преобразований, новообразований, которых не было на прежних ступенях развития. Процесс развития сопровождается переломами, скачками (кризисами).

Будучи сторонником второй концепции, Л.С. Выготский в качестве основного критерия для деления детского развития на отдельные возрасты предлагает возрастные новообразования – это те психические и социальные изменения личности, которые определяют развитие ребёнка в данный период. «…Нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возрастов, кроме тех новообразований, которые характеризуют сущность каждого возраста [2, с.9] Л.С. Выготский указывает также на необходимость  учитывать динамику переходов от одного возраста к другому. Эти переходы могут быть плавными (литическими) или резкими (критическими). Большая часть детства занята стабильными периодами, во время которых происходит плавное, незаметное изменение личности. Изменения эти, накапливаясь, затем проявляются в виде какого-либо возрастного новообразования. При этом созревание новообразований относится не к началу, а к концу данного возраста. В свою очередь, кризисы сосредоточивают капитальные изменения в развитии личности. За короткий срок ребёнок полностью меняется. Большей частью эти изменения  носят негативный характер. Критические периоды имеют определённое сходство в разных возрастах. Признаком критического периода является нарастание трудностей общения взрослого с ребёнком, поскольку ребёнок нуждается в новых отношениях с ним. В педагогическом плане ребёнок демонстрирует трудновоспитуемость, снижение работоспособности, ослабление интереса к учебно-воспитательному процессу. Л.С. Выготский связывает эти проблемы с тем, что педагогические условия (возможно, именно педагогические методы и технологии) не успевают за быстрыми изменениями личности ребёнка. При этом установлено, что если кризис протекает вяло, невыразительно, то это приводит к задержке в формировании аффективно-волевой сферы в последующем возрасте.
В периодизации Л.С. Выготского последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов. Стабильные периоды имеют две стадии. Критические возрасты состоят из трёх фаз: предкритической, критической и посткритической.
   В своих исследованиях Л.С. Выготский даёт характеристику структуры детского возраста. Так, для каждой возрастной ступени существует центральное, ведущее новообразование, характеризующее перестройку личности на новой основе. Вокруг основного новообразования группируются частичные, относящиеся к отдельным сторонам личности, а также процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Следует заметить, что созревание новообразований относится не к началу, а к концу данного возраста. Процессы развития, связанные с основными новообразованиями Л.С. Выготский называет центральными линиями развития. Остальные процессы, изменения получили название побочных линий развития. Структура возраста не является статичной.  Так структура возраста, сложившаяся в предыдущем возрасте, переходит в новую структуру в следующем возрасте, поскольку центральные и побочные линии меняются местами при переходе от одного возраста к другому. Отношение между целыми и частями в структуре развития динамическое. Поэтому динамика развития – это совокупность законов, определяющих период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста [18,с.24]. Говоря о структуре возраста нельзя не учесть социальную ситуацию развития ребёнка – это своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребёнком и окружающей действительностью, прежде всего социальной средой. Социальная ситуация определяет весь образ жизни ребёнка, его личностное развитие, поскольку социальная среда является источником возникновения всех специфических свойств личности человека.
   К проблеме психического развития А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн подошли с позиции роли деятельности в этом процессе. Каждая стадия психического развития определяется ведущим отношением ребёнка к окружающей действительности, ведущим типом деятельности. Деятельность имеет свою чёткую структуру. Функционирование психических процессов зависит от мотивов и задач деятельности, от их места в структуре деятельности. Со сменой возрастного периода ведущие компоненты структуры деятельности уходят, а на их место приходят другие. Изменения в структуре отдельных психических процессов происходят по типу активного «присвоения» структуры ведущей деятельности. Это присвоение А.Н. Леонтьев вслед за Л.С. Выготским обозначает термином «интериоризация». В соответствии с этой теорией переход от одного возрастного периода к другому определяется сменой ведущей деятельности. Преемственность типов деятельности обеспечивает единство психического развития человека как личности.
   В изучении психического развития детей Д.Б. Эльконин стремился преодолеть существовавший к тому времени в психологии подход в изучении интеллектуальной и мотивационно-потребностной сторон психики ребёнка как независимых друг от друга (Ж. Пиаже). В педагогической теории и практике это проявилось в разрыве между процессами обучения и воспитания. Причиной такого явления стал натуралистический подход к изучению развития детской психики. При таком подходе:

  1. Ребёнок рассматривается как изолированный индивид, а общество – среда его обитания.
  2. Психическое развитие рассматривается как процесс приспособления ребёнка к жизни в обществе.
  3. Общество представляет два не связанных между собой мира: «мир людей» и «мир вещей».
  4. Механизмы адаптации ребенка к каждому миру представляются различными.

   Как оказалось, ребёнок в процессе развития не адаптируется к свойствам предметов, а усваивает именно общественные способы действий с ними. Взрослый при этом выступает носителем общественных способов деятельности. Усвоение детьми норм, отношений, имеющихся в деятельности взрослых осуществляется через их моделирование в собственной деятельности детей, через их воспроизведение в детских сообществах. Таким образом, деятельность ребёнка внутри систем «ребёнок – общественный предмет и «ребёнок – общественный взрослый» - это единый процесс, в котором формируется его личность.
   В концепции Д.Б. Эльконина, каждая эпоха (раннее детство, детство, подростковый возраст) состоит из двух периодов, каждый из которых характеризуется особой ведущей деятельностью. Это можно представить в следующей схеме:
I эпоха: Раннее детство.
   1 период (ведущая деятельность): Непосредственно-эмоциональное общение младенца
   2 период (ведущая деятельность): манипулятивно-предметная деятельность
II эпоха: Детство.
   1 период (ведущая деятельность): игра.
   2 период (ведущая деятельность): учебная деятельность.
III эпоха: Подростковый возраст.
   1 период (ведущая деятельность): интимно-личностное общение подростков.
   2 период (ведущая деятельность): учебно-профессиональная деятельность..
В первом периоде происходит усвоение задач, мотивов и норм человеческой деятельности, развитие мотивационно-потребностной сферы. Это и есть деятельности, функционирующие в системе «ребёнок – общественный взрослый». Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических, интеллектуально-познавательных возможностей (деятельности в системе «ребёнок – общественный предмет»). Переход от одной возрастной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребёнка и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались.
   Таким образом,
1. В современной психологии правильным считается положение о периодичности психического развития детей, заключающемся в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими.
2.  Каждый возрастной период характеризуется следующими показателями: определённой ситуацией развития, основным ведущим типом деятельности, основными психическими новообразованиями. Эти показатели находятся в сложных отношениях взаимовлияния.
3. Эмпирическим путём было выявлено два типа периодов развития ребёнка – стабильные и критические. Они поочерёдно сменяют друг друга.
4. Задача предыдущего возрастного периода (Л.С, Выготский, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин) заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к следующему периоду.
5. В настоящее время в психологии принята следующая периодизация детства:

  1. Кризис новорожденности.
  2. Младенчество (первый год жизни)
  3. Кризис первого года.
  4. Раннее детство.
  5. Кризис трёх лет.
  6. Дошкольное детство.
  7. Кризис семи лет.
  8. Младший школьный возраст.
  9. Кризис 11-12 лет.
  10.  Подростковое детство.

   Некоторые психологи добавляют в эту периодизацию ещё один период – раннюю юность.
   Д.Б. Эльконин замечает, что эту периодизацию следует рассматривать в конкретно-историческом аспекте, поскольку отдельные периоды детства возникают в соответствии с общественными требованиями определённой исторической эпохи.
В связи с актуальным для современной педагогики поиском эффективных образовательных технологий, построенных на принципе природосообразности, который понимается как включение в работу с детьми специальных способов и приёмов, соответствующих закономерностям развития детей, их индивидуально-психологическим особенностям (функциональная асимметрия полушарий, половые и возрастные особенности), мы рассмотрели специфику каждого возрастного периода детства и особенности перехода от одного этапа к другому.

 

Список использованной литературы

  1. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений. /Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 228с.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999, 224с.
  3. Запорожец А.В.  Условия и движущие причины психического развития ребёнка // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. – 304с. – С. 23-26.
  4. Лейтес Н.С. Возрастные основы умственного роста//Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 320с. – С. 195- 204.
  5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребёнка // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. – 304с. – С. 5-8.
  6. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. Статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2005. – 272с. (Педагогика детства)
  7. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. – 304с. – С.169-176.
  8. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна/ Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 146с.
  9. Эльконин Д.Б. Школьное обучение – его особенности //Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 320с. – С. 10-18.
 
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)