logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей

«Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР  с использованием зрительных моделей»

Автор: Калинина Галина Ивановна, учитель – логопед, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа N16 с углубленным изучением отдельных предметов города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области структурное подразделение детский сад  «Вишенка».

Актуальность

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. Следует отметить, что данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

Цель

  • Разработка этапов и содержания работы по формированию слоговой структуры слова.

Задачи

  • Изучить особенности слоговой структуры слов у дошкольников с ОНР.
  • Изучить имеющийся опыт формирования слоговой структуры слова у дошкольников.
  • Разработать свои  средства формирования  слоговой структуры слов у дошкольников с ОНР.

Тема

«Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР  с использованием  зрительных моделей»

Тип проекта

Долгосрочный

Образовательные результаты

  • Различают звуки с помощью  зрительных символов.
  • Называют звуки при демонстрации звуковых символов.
  • Подбирают символ звука.
  • Правильно произносят слова с опорой на  зрительную  модель символического изображения.
  • Самостоятельно выкладывают модель слогов и слов.
  • Соотносят слово со зрительной моделью.

Деятельность педагогов

 

  • Подбор иллюстрации по теме недели.
  • Разработать цикл бесед.
  • Составление картотек: загадки, стихи, потешки, поговорки.
  • Подбор книг, научно - познавательной литературы.
  • Изготовление мнемотаблиц.
  • Изготовление костюмов, атрибутов для драматизации.
  • Ведение журнала «Все всем расскажу»
  • Разработать презентации – игры по теме недели.
  • Подобрать познавательные видео ролики по теме недели.

Деятельность
детей

  • Чтение сказок, рассказов, стихотворений  по теме недели.
  • Художественное творчество  (рисование, аппликация, лепка)
  • Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, журналов по теме недели.
  • Просмотр мультфильмов, презентаций, видео роликов по теме.
  • Беседы по содержанию, составление описательных рассказов.
  • Драматизация сказок (настольный, пальчиковый театры)
  • Подвижные игры, дидактические, настольно – печатный, сюжетно – ролевые.
  • Пальчиковые игры, дыхательные, упражнения для глаз.
  • Изготовление мнемотаблиц.
  • Составление описательных рассказов, рассказывание стихотворений,  по теме недели с использованием мнемотаблиц.

Деятельность родителей

  • Костюмы для театрализации
  • Составление описательных рассказов по теме недели.
  • Консультация для родителей: « Мнемотехника и развитие связной речи детей»
  • Ведение журнала «Мои сочинения».

Результат

  • Улучшение показателей диагностики, в развитии связной речи.

Ресурсы
Кто?
Что?

  • Дети, родители, воспитатели, логопед, зам. заведующей.
  • Иллюстрации,  картотеки, фотографии, материал для аппликации, рисования.

Форма презентации

  • Открытый показ ООД.

В ходе реализации проекта формируются следующие ключевые компетенции

  • Умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
  • умение отвечать на вопросы кратко, полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;
  • умение соблюдать единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
  • умение “оречевлять” игровую ситуацию;
  • навыки пересказа.
  • составлять рассказы – описания, а затем загадки – описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

 Неделя

Содержание

Первая неделя
Осень

  • Познавательные беседы про осень.
  • Рассматривание иллюстраций «Осенняя пора», «Осень», «Осенние деревья или в осеннем лесу».
  • Рисование мнемотаблиц: к стихотворению «Осень» Белоусова.
  • Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц «В осеннем лесу», «Листопад», «Приметы осени».
  • Художественное творчество: «Осенние листочки».
  • Чтение рассказов и стихотворений про осень.
  • Заучивание стихотворения «Осень» Белоусова.
  • Настольно-печатные и дидактические игры: «Собери листочек и опиши его», «Пазл - Осенью» - составь описательный рассказ, «Кубоград» - подбери признаки, игры с мнемотаблицами «Какое стихотворение?», «Загадки», музыкально – дидактические игры «Звуки дождя», «Шум осеннего леса».
  • Помогаем собирать опавшие листочки.
  • Просмотр познавательной презентации: «Осенняя пора».
  • Просмотр видео материалов «Рассказы про осень» А Чекалова.
  • Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки» - с рассказыванием с какого дерева, дыхательная гимнастика «Подуй на листочек».
  •  Подвижные игры: «Дождик», «Собираем листики», «Листопад», «Осенний хоровод».

Вторая неделя
Овощи

  • Беседы: «Что нам осень принесла», «В огороде..».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением овощей: «Овощи в корзине», « В огороде у бабушки Клавы».
  • Рисование мнемотаблиц для составления описательного рассказа «Овощи», «На грядке».
  • Художественное творчество: «Овощи на тарелочке», «Собираем урожай».
  • Чтение рассказов и стихотворений, загадок об овощах.
  • Заучивание стихотворений.
  • Настольно-печатные и дидактические игры: «Картинки  - половинки овощи», «Вкусный овощ» - составь описательный рассказ, «Кубоград» - подбери признаки, игры с мнемотаблицами «У Аринки в огороде», «Загадки».
  •  «В огороде».
  • Просмотр познавательной презентации: «В огороде».
  • Разучивание песни «Собираем урожай».
  • Изготовление овощного салата.
  •  Пальчиковая гимнастика «Овощи» - составление рассказа где растет (ветка, грядка, куст), «Мама щи варила», гимнастика для глаз «Далеко – морковка, близко огурец» - с описанием внешнего вида предмета.

Третья неделя
Фрукты

  • Беседы: «Фрукты», «Фруктовый сад».
  • Рассматривание иллюстраций, картин, фоторгафий с изображением фруктов: «В саду», « Фрукты», «Маша фрукты собирала..».
  • Рисование мнемотаблиц для составления описательного рассказа «Фрукты», «В саду с фруктовыми деревьями».
  • Художественное творчество: «Фрукты», «Фруктовый сад».
  • Чтение рассказов и стихотворений, загадок о фруктах.
  • Настольно-печатные и дидактические игры: «Картинки  - половинки фрукты», «Фруктовое лото» - составь описательный рассказ, «Кубоград» - подбери признаки, игры с мнемотаблицами «В саду», «Загадки». «Четвертый лишний», «Какого фрукта не стало?».
  • Просмотр познавательной презентации: «Фруктовый сад».
  • Пересказ текста «Мама купила фрукты».
  • Изготовление фруктового  салата.
  • Сочинение рассказа «Мои любимые фрукты».
  • «Зачем мыть фрукты перед едой».
  • Пальчиковая гимнастика «Фруктовый сад» - составление рассказа где растет, «Фруктовое варенье», гимнастика для глаз «Далеко –близко» - с описанием внешнего вида предмета.
  • Подвижные игры: «Достань с дерева фрукты».

Четвертая неделя
Сад и огород

  • Познавательные беседы: «Во саду ли в огороде», «Сад и огород».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением фруктов и овощей.
  • Рисование мнемотаблиц для составления описательного рассказа «Фрукты и овощи», «Сад и огород».
  • Составление сравнительного рассказа «Овощи и фрукты».
  • Драматизация сказки «Спор овощей и фруктов».
  • Художественное творчество: «Фрукты и овощи».
  • Пересказ текста с использованием мнемотаблиц «Что растет в саду?», «Что растет в огороде?».
  • Чтение рассказов и стихотворений, загадок о саде и огороде.
  • Сочинение сказки с использование мнемотаблиц.
  • Настольно-печатные и дидактические игры: «Картинки  - половинки фрукты и овощи», «На грядке лото» - составь описательный рассказ, «Кубоград» - подбери признаки, игры с мнемотаблицами «В саду», «Загадки».
  • Просмотр познавательной презентации: «Сад и город».
  • Пальчиковые игры, дыхательные упражнения, повторить с недели «Фрукты», «Овощи».
  • Подвижные игры повторить с недели «Фрукты», «Овощи».

Первая неделя
Перелетные птицы

  • Беседы: «Перелет птиц в теплые края», «Перелетные птицы».
  • Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, журналов с изображение перелетных птиц, «Птицы улетают в теплые края».
  • Рисование мнемотаблиц: к стихотворению «Перелетные птицы» Наумова Е.
  • Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц «Перелетные птицы», «На юг».
  • Рассказывание по картине «Перелет птиц».
  • «Перелетные птицы в небе», «В теплые края», «Журавли».
  • Чтение рассказов и стихотворений, загадок о перелетных птицах.
  • Дидактические игры: «Назови перелетных птиц», «Какие птицы улетают в теплые края», «О какой птичке я говорю»,«Загадки» - с использованием мнемотаблиц, «Кто как кричит».
  • Театр теней: «Какие птицы улетают в теплые края».
  • Наблюдение за перелетными птицами (внешний вид, повадки и т.д).
  • Просмотр познавательной презентации: «Перелетные птицы».
  • Просмотр видео материалов «Улетают журавли».
  • Пальчиковая гимнастика «Посчитаем перелетных птиц» .
  • Подвижные игры: «Стая птиц».

Вторая неделя
Лес, грибы, ягоды

  • Беседы: «В лесу», «Грибы и ягоды».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением леса, грибов, ягод.
  • Рисование мнемотаблиц для составления описательного рассказа «В лесу», «Грибы», «Ягоды».
  • Составление рассказа совместно с родителями фоторепортаж «В лес за грибами и ягодами», составление сравнительного рассказа «Грибы – ягоды».
  • Художественное творчество: «В лесу», «Медвежонок собирает грибы», «Ягодка».
  • Чтение рассказов и стихотворений, загадок про лес, грибы и ягоды.
  • Заучивание стихотворения «В лесу», «Кто живет в лесу» - по средствам мнемотаблиц.
  • Настольно-печатные и дидактические игры: «Картинки  - половинки», «Что растет в лесу», «Какого грибочка не стало», «Четвертый лишний», «Что за гриб», «Загадки» - с использование мнемотаблиц.
  • Просмотр познавательной презентации: «В лесу».
  • Презентация – игра «Собираем грибочки в лесочке», «Ягодка за ягодкой»
  • Пальчиковая гимнастика «Что растет в лесу».
  • «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы и ягоды».
  • Подвижные игры: «В лесу на опушке», «Потерялись мы в лесу», «Собираем ягоды и грибы».
  • Пересказ текста: «По грибы по ягоды».

Третья неделя
Одежда

  • Беседы: «Одежда», «Костюмы разных народов».
  • Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, журналов  с изображением предметов одежды, одежды разных народов, сезонная одежда.
  • Изготовление мнемотаблиц для составления  описательного рассказа «Сезонная одежда», «Костюмы народов мира».
  • Художественное творчество: «Девочка в шубке», «Русский – народный костюм».
  • Загадки про одежду.
  • Социализация: Дидактические игры «Картинки половинки», «Наоборот», «Что сегодня надеть», «Узоры на костюмах», «Магазин одежды», придумывание загадок про одежду по средствам мнемотаблиц.
  • Просмотр познавательной презентации: «Одежда».
  • Презентация – игра «Собираемся гулять».
  • Пальчиковая гимнастика «Предметы одежды», «Собирался Ваня в садик».
  •  «Одеваемся по погоде».
  • Подвижные игры: «Кто быстрее оденется», «Мишка шапку потерял..».
  • Сочинение рассказа: «Мой гардероб».
  • Изготовление  сказочного костюма.
  • Пересказ текста: «Как Маша одевалась».

Четвертая неделя
Обувь

  • Беседы: «Обувь».
  • Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, журналов  с изображением обуви.
  • Изготовление мнемотаблиц для составления  описательного рассказа «Обувь».
  • Художественное творчество: «Сапожки для Кати», «Обувь».
  • Загадки про обувь.
  • Дидактические игры «Найди пару», «Четвертый лишний», «Чего не стало?» «Обувной магазин».
  • Просмотр познавательной презентации: «Обувь».
  • Презентация – игра «Собираемся гулять что мы будем обувать».
  • Пальчиковая гимнастика «Все ботиночки обули..», «Собирался Ваня в садик».
  • «Одеваемся по погоде».
  • Подвижные игры: «Бег в сапоге».
  • Сочинение рассказа: «Потерянные башмаки».
  • Пересказ текста: «Туфельки для Барби».
  • «Ухаживаем за своей обувью».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Крупенчук О.И. «Исправляем произношение» Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств для детей 4-7 лет. – С-Пб., 2009г.
  2. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». -С-Пб., 2009г.
  3. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно» Комплексная программа подготовки ребенка к школе.- С-Пб., 2009г.
  4. Матросова Т.А. «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями».- М., 2003г.
  5. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».- С-Пб., 2005 г. -527с.
 
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)