«К здоровью без лекарств». Сайт для работников дошкольного образования
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Здоровье малышей

«К здоровью без лекарств».

Консультация для воспитателей.

Автор: заместитель заведующей по ВМР Донькина Н.М., Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N28 «Ромашка» городского округа Тольятти.  

 

ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА — ОСНОВА ЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ.

Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья.
Здоровье — это не только отсутствие болезни, травм, физических дефектов. Здоровье — более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного (психического)  и социального благополучия (такое определение выдвинуто Всемирной организацией здравоохранения). Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей.
Применительно к ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание в детском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществление разнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности. Физическое и психическое благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка.
Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. При этом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая безусловно задерживает развитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным в повседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок не чувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенка требуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинает проявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения и других признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общим названием «пограничные состояния».
Отклонения от нормального состояния могут наблюдаться со стороны всех органов и систем и в конечном счете привести к нарушению нормального роста и развития ребенка.

В Волгограде была разработана  программа «Остров здоровья» по оздоровительной работе ДОУ, которая ведется по нескольким направлениям.

Первым направлением работы по заявленной программе «Остров здоровья» является комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:

  1. Осмотр детей специалистами детской поликлиники;
  2. Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
  3. Осмотр детей специалистами ПВЛ для выявления и диагностики нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие);
  4. Диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
  5. Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;

•   Диагностирование общей физподготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам.
Второе   направление   работы  включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей. К организационным условиям здесь относятся:

  1. Преобладание циклических упражнений;
  2. Ежедневные циклы физкультурных занятий:
  3. традиционные;
  4. тренировочные;
  5. самостоятельные;
  6. интегрированные с другими видами деятельности;
  7. праздники и развлечения;
  8. Занятия с использованием мини-тренажеров;
  9. Ритмическая гимнастика;
  10. Гимнастика после сна;
  11. Ежедневный режим прогулок - 3-4 часа;
  12. Обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями;
  13. Создание необходимой развивающей среды;
  14. Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
  15. Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
  16. Музыкальные занятия;

•   Занятия по формированию здорового образа жизни.

Третье   направление  определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящих до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:

  1. Босохождение;
  2. Обширное умывание;
  1. Ходьба босиком по мокрым дорожкам, «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
  2. Обмывание стоп ног;
  3. Душ;
  4. Полоскание рта водой комнатной температуры;
  5. Воздушные ванны в облегченной одежде;
  6. Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.

 

Четвертое направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия:

  1. Постоянный контроль осанки;
  2. Контроль дыхания на занятиях по физ. воспитанию;
  1. Контроль за нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.);
  2. Подбор мебели в соответствии с ростом детей;
  3. Профилактический прием иммуномодуляторов: дибазола, элеутерококка, оксолиновой мази для носа;
  4. Сбалансированное питание;
  5. Вакцинация против гриппа;
  6. Потребление фитонцидов (чеснока и лука);
  7. Употребление соков и фруктов (второй завтрак);
  8. Установка комплексной очистки воды на пищеблоке детского сада;
  9. Использование люстр Чижевского;
  10. Использование очистителей воздуха;
  11. Физиотерапия;
  12. Ингаляции;
  13. Кварцевание групп;
  14. Прием поливитаминов;
  15. Аэрофитотерапия;
  16. Аэрозольтерапия;
  17. Лечебная физкультура;
  18. Массаж.

 

Пятым направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей с функциональными отклонениями в здоровье:

  1. Элементы точечного массажа (Ци-гун);
  2. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;
  3. Дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;
  4. Психогимнастика по методике М. Чистяковой;
  5. Хождение по «дорожкам здоровья»;
  6. Использование различных массажеров;
  7. Звуковая гимнастика Лобанова;
  8. Элементы упражнения хатха-йога;
  9. Аромотерапия Г. Лавреневой;
  10. Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева;
  11. Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова;
  12. Лечебные игры А. Галанова;
  13. Театр физического развития и оздоровления Ефименко;
  14. Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки;
  15. Антистрессовый и интеллектуальный массажи Фрица Ауглина;
  16. Восточная гимнастика с элементами у-шу.

Шестым направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий:

  1. Психодиагностика;
  2. Элементы аутотренинга и релаксации;
  3. Элементы музыкотерапии (музыка сопровождает все режимные моменты - подобрана в соответствии с режимным моментом классическая и инструментальная музыка - Клайдерман, Джеймс Ласт, Вивальди и пр.);

•    Индивидуальные и подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
•  Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.

Седьмым   направлением является реабилитация и коррекционная работа:

  1. Реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим, расчет физических нагрузок);
  2. Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;
  3. Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;
  4. Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
  5. Коррекция психоэмоциональной сферы;
  6. Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ;
  7. Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре;
  8. Индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.

Восьмым направлением является консультативно-информационная работа:

  1. Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
  2. Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;
  3. Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана;
  4. Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
  5. Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;
  6. Проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.

Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия должны осуществляться психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по физ. воспитанию.

 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА В МДОУ ДЕТСКОМ САДУ ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ.

I. Лечебно-профилактическая работа
Врач-педиатр. старшая медсестра.

  1. Физиопроцедуры: КУФ, «Соллюкс».
  2. Массаж: общий, лечебный.
  3. ЛФК: дыхательная, нарушение осанки, плоскостопие.
  4. Фитотерапия: аэрофитоингаляция, отвары, настои из трав.
  5. Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, ревит.
  6. Иммуномодуляторы: декарис, дибазол, элеутерококк

II. Физкультурно-оздоровительная работа
Врач-педиатр, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель.

  1. Дополнительные физкультурные занятия специализированного воздействия.
  2. Подвижные игры и физические дыхательные упражнения на свежем воздухе.
  3. Утренняя зарядка с обязательным бегом и дыхательными упражнениями.
  4. Дыхательные гимнастики во время режимных моментов в течение всего дня.
  5. Дыхательная и звуковая гимнастика после сна.
  6. Релаксационные техники.
  7. Спортивные игры и соревнования.
  8. Босохождение в теплый период года.
  9. Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения
 
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
  1. Четкая организация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание согласно графика).
  2. Следить за рациональной одеждой детей (в групповых комнатах дети находятся в облегченной одежде, одежда для прогулок должна соответствовать времени года и характеру погоды).
  3. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения (в летний период проводить эти занятия на свежем воздухе).
  4. Строго выполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе.
  5. Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе.
  6. Строго учитывать характер погоды при проведении подвижных игр, если температура ниже -15° С проводить с детьми игры с наиболее интенсивной двигательной нагрузкой, в теплую погоду -спокойные игры.
  7. Уделять особое внимание беговым упражнениям для тренировки и совершенствования общей выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества с учетом заболеваемости туберкулезной интоксикацией и затухающими формами туберкулеза.
  8. Исключить шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки.
  9. Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активнос7и и ежедневном распорядке дня ребенка.
  10. Обеспечить спокойную обстановку в подготовке детей ко сну.
  11. Строго соблюдать время, отведенное для сна.
  12. Специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание (упражнения выполнять после сна, лежа в постели).
  13. Полоскание рта кипяченной водой комнатной температуры после приема пищи. При каждом полоскании использовать около 1/3 стакана воды.
  14. В летний период:
  15. хождение босиком по траве, земле, асфальту;
  16. игры детей с водой;
  17. все виды занятий, кроме ИЗО, проводить на свежем воздухе.
  18. использовать босохождение по нестандартному физкультурному оборудованию.

19. Проводить контрольное обследование детей в группах сада.

 

Литература:

  1. В. И. Теленчи «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет.
  2. Е. Ю. Александрова  «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья».
  3. А. П. Лаптев «Как закалять детей».

 

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)