ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Сайт для работников дошкольного образования
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Здоровье малышей

Суслова Эмма Константиновна - профессор кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук, г. Москва

 

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материал к лекции по курсу дошкольной педагогики для факультетов дошкольного воспитания

 

Определение понятий и значение полового воспитания. Для усвоения знаний по изучаемой теме необходимо осмыслить несколько наиболее важных понятий.

Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).

Половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни (см.: Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999. С. 166).

Полоролевое воспитание - составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой - доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.

Родители и педагоги стремятся развить у детей прежде всего положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественности и женственности и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками. Для достижения такого результата важно формировать как нравственные чувства и представления, нравственные мотивы поведения, так навыки и умения, необходимые для реализации полученных представлений, усвоенных знаний (Т.А. Репина, Н.К. Ледовских).

Отношение исследователей, впрочем как и практиков, к половому воспитанию детей дошкольного возраста, к используемой при этом терминологии, неоднозначно. (Заметим, что в данной теме вообще очень много спорных вопросов.) Одни из них, в частности В.Е. Каган, О.К. Лосева и др., высказываются за половое воспитание, признавая важным сообщение ребенку соответствующей информации в разумных пределах, хотя и она шокирует отдельных педагогов и родителей. Другие, прежде всего Т.А. Репина и представители ее научной школы, считают целесообразным обсуждать вопросы полоролевого воспитания, исключая сексуальное просвещение - сведения о сексуальных отношениях полов и о репродуктивных функциях человека. Свою позицию они объясняют тем, что данные представления пробуждают у детей нездоровый интерес к теме, тогда как сам по себе дошкольный возраст - наиболее <спокойный> период в сексуальном развитии.

До сих пор ученые полемизируют: какое понятие шире - полоролевое или половое воспитание. Одни считают полоролевое воспитание составной частью полового, другие убеждены в том, что оно (полоролевое) - более широкая область воспитания по сравнению с сексуальным. Но те и другие едины во мнении: психосексуальное развитие ребенка начинается с первых месяцев его жизни (а то уже и в утробе матери), данная область воспитания - важная, неотъемлемая часть нравственного воспитания (В.Д. Колесов, И.С. Кон, В.А. Сухомлинский и др.), хотя сводить ее только к нравственному было бы неверным (В.Е. Каган), и заниматься ею надо с раннего возраста. Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, которая опирается на значительную помощь дошкольного образовательного учреждения.

 

Значение полового воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни. Дело в том, что половое воспитание освобождает от ложного чувства стыда, мешающего любить другого человека, от неверного отношения к одной из важнейших сторон жизни - взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, помогает осознать и освоить некоторые обязанности, чрезвычайно важные для предстоящей семейной жизни. Тогда как распространенное сейчас <бесполое> воспитание (<девочковое> поведение поощряется, а <мальчиковое> - порицается) приводит к формированию <усредненного существа>: фемининного (женственного) мальчика, а потом и мужчины, и мускулинной (мужественной) девочки, а потом и женщины, что служит одной из серьезных причин многочисленных разводов, поскольку представители противоположного пола оказываются неспособными выполнять надлежащие им социальные роли.

Причины отсутствия дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек. Современная педагогическая наука и практика зачастую относятся к полу как к несущественной характеристике ребенка, хотя, по мысли И.С. Кона, почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными. К тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя, - половая принадлежность.

Тем более удивительно, что недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когда доказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся в дошкольные годы. Так, первые анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками замечены уже в эмбриональный период их развития. Под воздействием половых гормонов, считают физиологи, формируются различия не только в анатомических особенностях пола, но и в некоторых особенностях развития мозга. У новорожденных девочек по сравнению с мальчиками почти всегда меньше масса тела, сердца и легких, удельный вес мускулатуры. Но уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии, а в дальнейшем - раньше ходить и говорить. Их организм отличается большей сопротивляемостью к заболеваниям. У них лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. Можно привести и некоторые другие примеры. Мальчики лучше обучаются с помощью зрения, девочки - с помощью слуха.

Хотя случаи задержки умственного развития (а также гемофилии, заикания, неврозов) чаще встречаются у мальчиков, их мозг, по данным исследований Т.П. Хризман, по сравнению с девочками, - "более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная функциональная система, работающая экономней и целенаправленней". У мальчиков шести-семи лет уровень вербального мышления значительно выше, чем у девочек. Однако в плане социальных контактов последние более <продуктивны и активны>. Дети разного пола по-разному воспринимают и обрабатывают позитивную информацию, включая разные корковые системы. А это определяет разное эмоциональное отношение к воспринимаемому миру, его осмыслению. Эмоциональной сфере девочек свойственны более яркие и частые проявления сочувствия окружающим. У них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям, они успешней адаптируются к новым условиям. Мальчики и девочки отличаются также интересами и предпочтениями, что наиболее ярко проявляется в содержании, характере их игр и рисунков.

Половое развитие - результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей - членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли.

Развитие полоролевого самосознания. Уже в шесть-семь месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, то есть пол людей, по внешнему виду, фиксируя их различия в том числе и по половому признаку. На втором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя <Я>, знает, кто он: мальчик или девочка. Но в этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девочек. Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос. Старшие дошкольники ищут объяснение в наличии силы, характере игр.

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте. Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника - отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка - наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола. При отсутствии одного из родителей, например отца, важно, чтобы в той или иной мере его замещал другой взрослый - родственник, друг, воспитатель. В связи со сказанным понятно стремление общественности многих стран, например США, Венгрии, иметь в детском саду мужчин в качестве воспитателей своих детей.

Эмансипация женщин, борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой, общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные роли представителей обоего пола. Произошло их смещение. Изменился традиционный стандарт мужественности (мужчине предписывались активность, сила, уверенность, властность, сдержанность, предприимчивость) и женственности (от женщины ожидали мягкости, слабости, покладистости, зависимости, пассивности, эмоциональности). Если раньше распределение ролей и набор <мужских> и <женских> качеств были полярными (властность - подчинение), то сейчас все большую роль играют взаимопонимание, взаимозависимость и взаимопомощь. Поэтому родителям и педагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее. Для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество <общих>, т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, удельный вес проявления определенного <набора> нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными (Т.А. Репина).

Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Так, вряд ли у мальчиков в семье, где мама - лидер, обладает властным характером, а папа пассивен, не способен взять на себя трудности, решить семейные проблемы, будут формироваться мужские черты характера.

Формирование начал мужественности и женственности. Половое воспитание детей, как уже отмечалось, направлено на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература. Так, из сказок, произведений на основе былин, к примеру <Богатырская застава> (текст В.И. Калиты), рассказов о защитниках Отечества, в частности о А.В. Суворове из замечательной книги А.О. Ишимовой <История России для детей>, дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С.Я. Маршака <Пожар>, <Рассказ о неизвестном герое> и другие.

С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такие волшебные сказки, как <Аленький цветочек>, <Царевна-лягушка>, <Снежная королева>, воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок - воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви (см.: Комарова Е. Лягушка-царевна // Учительская газета. 1990. N 43. С. 31).

 

Работа, проводимая в детском саду, поддерживается и продолжается родителями. Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-особому внимательны: букет маме в день 8 марта и маленький букетик дочурке, сестренке. Если сын одевается самостоятельно, то дочери в его присутствии можно подать пальто или предложить самому это сделать, поухаживать за сестренкой: "Смотри, сын, какая красивая девушка растет в нашей семье".

Во время этических бесед уточняются представления о мужественности и женственности. Беседы могут проводиться индивидуально с ребенком. Вот какой разговор состоялся у известного артиста, режиссера, общественного деятеля Р.А. Быкова со старшим сыном:

Мужчина

Олегу

Вчера сказал мне папа,

Что я уже мужчина.

Мужчины не боятся

Без мамы оставаться,

Мужчины закаляются

И сами одеваются.

Мужчина - очень гордый -

Он не грубит соседу,

Он две тарелки каши

Съедает за обедом,

Он не боится буки,

Что может вдруг прийти.

Мужчина знает буквы

И счет до десяти.

Но если очень-очень

По маме я тоскую,

Мне папа разрешает

Пролить слезу мужскую.

Одну и сразу вытереть,

А то еще польются,

И, чтоб никто не видел,

Сейчас же отвернуться.

А так нельзя мне плакать,

Есть важная причина -

Вчера сказал мне папа,

Что он и я - мужчины.

 

Целесообразно проведение бесед как с мальчиками и девочками отдельно в форме <секретных совещаний>, <разговора по душам>, так и со всеми детьми вместе, например о ласковых и сильных руках, о красоте и пользе труда народных мастеров и мастериц, подчеркивая необходимость определенных мужских и женских качеств для того или иного ремесла. Литературная викторина <Добры молодцы и красны девицы> помогает обобщить полученные детьми представления.

Те же средства и методы, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций и репродукций картин художников, используются позже для развития у детей представлений о счастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сестрами и братьями, их взаимной помощи.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать их. Для этого прежде всего используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Воспитатель рассказывает о том, что однажды произошло в соседнем детском саду или там, где он работал раньше, и спрашивает, как в том или ином случае поступили бы мальчики и девочки их группы. Создаются также театрализованные проблемные ситуации, когда сказочные персонажи - феи, рыцари - демонстрируют несколько моделей поведения, а дети выбирают из них самую правильную, то есть социально одобряемую (Н.К. Ледовских).

Для реализации представлений о полоролевом поведении необходимо также организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем взрослого мальчиков можно научить: разрезать плотный картон; пользоваться лобзиком при работе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады; скреплять детали кукольной мебели с помощью специального клея или шурупов; чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу, например при необходимости перенести столы и стульчики из одной комнаты в другую или вынести их на веранду. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова матери: <Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!> - воспримутся сыном как настоящая награда.

Девочек следует обучать шитью, вязанию (потом они с удовольствием будут играть в ателье), сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему труду: пылесосить, мыть посуду, печь пироги.

Одно и то же трудовое задание, к примеру привести участок детского сада в порядок, желательно дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают. Приобщаясь к народным ремеслам, девочки учатся прясть, а мальчики - выпиливать резные наличники для окон. Программу детских праздников (дома и в дошкольном учреждении), вечеров досуга оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника.

Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть сформирована необходимая мотивация, когда присвоенные эталоны мужского и женского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому так важны воздействия взрослого на эмоциональную сферу ребенка, одобрение и положительная оценка его социально ценного полоролевого поведения. Ребенок испытает большую радость, чувство удовлетворения, если его наградят самодельным значком или орденом <За доброту и богатырскую силу>, <За помощь прекрасному полу> или <За благородный поступок>.

Значительное место в половом воспитании принадлежит различным видам игр, среди них игры-драматизации, строительно-конструктивные. По инициативе детей и с помощью педагога развертываются сюжетно-ролевые игры героической тематики (Л.В. Градусова). Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи: <Семья в турпоходе>, <Ждем гостей>, <Идем в гости> (Н.К. Ледовских), <Родился малыш>. Их вовлекают в знакомые нам с детства русские народные игры <Верба-вербочка>, <Прялица>, <Яша>, где мальчики выбирают себе <невесту> из играющих девочек, иногда целуют ее. В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрые, нежные чувства друг к другу. С удовольствием дети играют в аналогичные игры, распространенные в культурах других народов.

Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели - преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная), используются ранее названные средства и методы.

Ответы на острые вопросы. На протяжении многих веков люди рассматривали все, что связано с полом, как постыдное, не подлежащее обсуждению. И по сей день, по данным научных исследований, дети получают интересующие их сведения преимущественно вне дома, в большинстве случаев от старших <хорошо информированных> ребят во дворе. А ведь приобретенная таким образом информация может отрицательно сказаться на отношении ребенка к полу, вызвать негативную реакцию, породить неверное представление о взаимоотношениях полов как о чем-то грязном. Следовательно, всю информацию по вопросам пола родители и педагоги должны давать детям своевременно. Детей может интересовать очень многое: примерно с трех лет они задают вопросы об анатомических различиях полов, выясняют, откуда берутся дети, примерно с четырех - как они попали в мамин животик и как им удалось выбраться из него. Может появиться интерес к участию отца в деторождении. Обычно первые вопросы ребенка еще просты и забавны, вызваны не сексуальными мотивами, а характерной для него любознательностью. Эту их особенность подметил К.И. Чуковский в своей книге <От двух до пяти>:

  • Мама, кто раньше родился: ты или я?
  • Папа, а когда ты был маленький, ты был мальчик или девочка?
  • Мама родит девочек, а папа мальчиков?
  • Когда я родился, откуда ты узнала, что я Юрочка?
  • Мама, кто меня родил? Ты? Я так и знала. Если бы папа, то я была бы с усами.
  • А петух может совсем-совсем забыть, что он петух, и снести яичко?

Отвечать на детские вопросы, даже если они оказались для родителей неожиданными или показались <возмутительными>, надо в спокойной обстановке, не повышая голоса и не прибегая к наказаниям за любопытство, а возможно, и неприличные выражения, используемые ребенком. Рекомендуется говорить не все, что знают сами взрослые. Объяснения должны быть простыми, ясными, доступными пониманию ребенка и не искажать истину. На вопрос <Откуда берутся дети?> первоначально можно ответить так: "Детей рожают мамы. Я родила тебя и твоего братика. Анютку, твою подружку, родила ее мама". В дальнейшем, когда ребенок подрастет, ответ на подобный вопрос, возможно, более сложный, должен быть и более обстоятельным, развернутым.

 

Исследователи обсуждаемой проблемы, педагоги-практики высказывают полярные мнения на технологию ответа: по мнению одних, объяснять следует без иносказаний и подмены примерами из жизни животных и растений (В.Е. Каган, О.К. Лосева); по мнению других, аналогии с жизнью животных и растений вполне уместны (Т.А. Куликова и др.). Педагоги и родители вправе выбрать, по-видимому, тот вариант объяснения, который они считают для себя более приемлемым. Главное, чтобы он не содержал "голой физиологии", натурализма, позволил бы детям составить представление о добрых взаимоотношениях родителей, их любви, уважении друг к другу и взаимной ответственности, о том, что рождение ребенка - большая радость и к этому событию вся семья готовится заранее. Дайте ребенку почувствовать свою собственную ценность, радость и благодарность оттого, что он родился и любим.

Отвечая на <острые> вопросы детей, надо говорить правду, и только правду, на доступном их пониманию уровне. Недопустимы ответы типа: тебя в капусте нашли, купили в магазине, аист принес. Это важно для сохранения доверия ребенка ко взрослым, создания иммунитета против искаженных и опошленных <уличных> сведений, выработки здорового и естественного отношения к полу. Содержание ответа должно быть интересным ребенку, побуждающим его и в следующий раз обратиться с вопросом к близким ему людям. Желательно, чтобы до поступления в школу ребенок уже располагал информацией о различиях полов и продолжении рода, полученной от родителей или воспитателей.

Примерные вопросы к студентам и задания

1. Считаете ли вы целесообразным начинать половое воспитание детей с дошкольного возраста? Ответ мотивируйте.

2. Что принято понимать под половым, полоролевым воспитанием детей?

3. Сформулируйте принципы полового воспитания детей дошкольного возраста, ориентируясь на известную вам литературу, в частности на рекомендации В.Е. Каган в книге <Воспитателю о сексологии> (М., 1991. С. 223-225).

4. Побеседуйте с ребенком старшего дошкольного возраста с целью выявления его представлений о том, чем отличаются и чем похожи мальчики и девочки, с кем из них и почему он предпочитает дружить; о семейной роли представителей противоположного пола. Определите, в каких педагогических воздействиях нуждается ваш собеседник/собеседница.

5. Проанализируйте ситуацию:

- Мама, скажи, я красивая?

Отвечают по-разному:

- Ты моя радость! Ты мое солнышко! Сейчас наденем новые туфельки, чистое платьице - и будет моя дочка еще красивее!

- Конечно, ты красивее всех на свете!

- Еще чего не хватало! С этих-то лет перед зеркалом вертеться!

6. Сопоставьте содержание рассказов разных авторов для старших дошкольников о различиях полов, о том, как родятся дети, опубликованных в следующей литературе:

  • Йоханс М. Как я появился на свет. Таллин, 1986;
  • Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991. С. 110-113;
  • публикации еженедельника <Семья> (1989, апрель);
  • Эндри Э., Шепп С. Откуда берутся дети. М., 1992;
  • Гомбели М. Человек. М., 1994. С. 14.

Выявите сходство и различие рассказов-объяснений, обоснуйте их целесообразность, педагогическую ценность, свое отношение к ним. Что вас больше привлекает в рассказах: откровенность или деликатность, родительская мудрость? Попытайтесь составить собственный рассказ.

7. Познакомьтесь с играми, описанными в книге Регины Граббет <Игры для детей от двух до шести лет> (М.: Росмэн, 1999): <Поцелуй в темноте> (С. 123), <Свадьба> (С. 134), <Ты станешь целоваться с Аликом?>, <Маленький индеец> (С. 35), <Мой дружок, побывай у меня> (С. 159). Выскажите свое отношение к этому зарубежному опыту, мотивируйте его.

8. Разработайте анкету для родителей или воспитателей дошкольных образовательных учреждений, чтобы выяснить, осуществляют ли они половое воспитание детей и какими, на их взгляд, должны быть его содержание и средства.

9. Подготовьте консультацию по вопросам полового воспитания детей дошкольного возраста для родителей. Продумайте рекомендации относительно того, как можно уберечь ребенка от сексуального насилия.

 

Основная литература

  • Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. N 5.
  • Арутюнова Л.А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье (на материале Армянской ССР). Автореф. дис. : канд. пед. наук. М., 1988.
  • Градусова Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре // Воспитание детей в игре. М., 1993.
  • Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.,1991.
  • Куликова Т.А. Воспитание будущего семьянина // Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
  • Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. М., 1988.
  • Лосева О.К. Половое воспитание детей и подростков в семье. М., 1990.
  • Обруч. 1998. N 6.
  • Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М., 1987.
  • Репина Т.А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка // Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. М.,1995.
  • Сексуальное развитие и половое воспитание детей: Спецкурс / Сост. Э.К. Суслова. М., 1994.
  • Хризман Т.П. Нейрофизиологическая и нейропсихологическая основа социализации полоролевого поведения у дошкольников // Универсальное и национальное в дошкольном детстве / Сост. Т.А. Румер, Л.И. Эльконинова; Под ред. Л.А. Парамоновой. М., 1994.

 

Дополнительная литература

  • Аветисова К.Р. Половое воспит ние девочек // Педагогика здоровья. М., 1990.
  • Агиев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. N 2.
  • Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. N 2.
  • Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. N 2.
  • Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов / Сост. и ред. М.М. Решетников. СПб., 1997.

По материалам сайта Детский сад от А до Я

 

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)