logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent

stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Здоровье малышей

СОВЕТ ПЕДАГОГОВ - ГОСТЕВОЙ ОБМЕН ОПЫТОМ

(сценарий)

Тема: Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально-педагогическая проблема

автор: Пастюк Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, зам.заведующего кафедры педагогики и психологии начального обучения и дошкольного воспитания (ПиПНОиДВ) Северного международного университета в г.Магадане

":Всех нас тревожит здоровье детей. И роль физической культуры для улучшения состояния здоровья ребенка трудно переоценить. Конечно, и физкультура - не панацея. Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и экологическая обстановка, и социальные условия жизни, и психологический климат в семье.
Но мы в детских садах можем создать для ребенка условия двигательной активности, научить его грамотно относиться к своему здоровью:
Мы можем что-то недорассказать ребенку из области математики, можем не успеть вовремя познакомить его с компьютером - это плохо, но исправимо. Но если мы не усилим внимания к физической культуре дошкольника - именно как к элементу общечеловеческой культуры жизни, мы нанесем непоправимый ущерб (если уже не нанесли) целому поколению детей:"

Из выступления Эммы СТЕПАНЕНКОВОЙ, кандидата медицинских наук, профессора кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ на Всероссийском совещании 2001 года в Москве, посвященном проблемам здоровья дошкольников.

Участники Совета:

  педагоги ДОУ, на базе которого проводится мероприятие;

  педагоги-гости из трех ДОУ района ( по 3 человека из каждого учреждения);

  преподаватели Северного международного университета (2-3 человека);

  представители здравоохранения (2-3 человека) ;

  представители системы образования (1-2 человека) ;

  представители школ микрорайона (2-3 человека);

  члены попечительского Совета (2 человека).

Методические рекомендации по проведению Совета:

  Деление на команды проводится на основе геометрических фигур ( каждый участник вынимает из коробки любую геометрическую фигуру, далее он должен примкнуть к той команде, где есть именно эта фигура. В результате получается четыре команды: "Треугольники", "Квадраты", "Овалы", "Ромбы" );

  Необходимо распределить участников Совета так, чтобы в каждую группу входили представители всех учреждений, принимающих участие в Совете педагогов. Только в этом случае, несмотря на то, что взгляд на проблему у всех членов команды будет практически одинаков, каждый из участников увидит ее решение по-разному, именно потому, что во всех детских садах она решается различно.

  Каждый участник Совета должен иметь возможность (в случае необходимости) дополнить выступление коллег из другой команды или предложить свое решение проблемы;

  Обсуждение проблем, поставленных перед каждой командой, проводится в форме диалога. Члены команды должны самостоятельно решить, кто из них будет выступать.

  Работа участников Совета в командах начинается и заканчивается одновременно и продолжается не более 15 минут.

  Задача членов каждой команды (помимо выявления проблем) сформулировать по 2-3 конкретных предложения для решения проблемы в условиях детского сада, микрорайона, города. Такую установку перед началом обсуждения дает председатель Совета, ведущий заседание.

  Члены жюри (это могут быть члены административной группы ДОУ) записывают предложения команд, чтобы обобщить их и оставить наиболее важные - это и будет решение Совета педагогов. Удобно в этом случае использовать диктофон.

  Задания и игры должны быть построены таким образом, чтобы не допустить соперничества команд друг с другом.

  Председателю Совета, ведущему заседание, необходимо следить за регламентом, т.к. участники в момент рассуждений или споров часто забывают о времени.

  Все материалы предварительных исследований оформляются в форме таблиц или диаграмм (с обязательными выводами) и помещаются на специальных стендах в помещении, где проводится Совет педагогов. В этом случае участники Совета при коллективном обсуждении имеют возможность использовать результаты исследований.

  Для того, чтобы педагоги-гости и педагоги-хозяева могли обращаться друг к другу по именам необходимо выдать бейджи, где написано Ф.И.О. и должность участника.

 

Предварительная работа:

  знакомство с литературой по теме Совета педагогов;

  проведение мастер-классов по теме Совета педагогов;

  проведение самоанализа профессиональных знаний и умений, необходимых для организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми;

  проведение сравнительного анализа заболеваемости дошкольников экспериментальных и контрольных групп;

  анализ мониторинга здоровья дошкольников ДОУ N:..(последние 3 года);

  анализ состояния здоровья детей, поступающих в детский сад N:.;

  анализ мониторинга здоровья педагогов ДОУ N:. (последние 3 года) ;

  подготовка бейджей для всех участников (Ф.И.О., должность и учреждение, где работает);

  подготовка наглядной информации о проведенных исследованиях по теме Совета педагогов.

Перечень нормативно-правовых и инструктивных документов, на которые необходимо опираться при подготовке выступлений

(педагоги знакомятся с ними заранее):

  Декларация "О школьном здравоохранении в Европе". 13-й Конгресс Европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья (12-15 октября 2005, Дубровник, Хорватия).

  Европейская стратегия "Здоровье и развитие детей и подростков ". 55-я сессия Европейского регионального комитета ВОЗ (12-16 сентября 2005. Бухарест , Румыния).

  Положение о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения. Приложение 1 к приказу Минздрава России и Минобразования России от 30.06.92 N 186/272 .

  Функциональные обязанности медицинских работников, обслуживающих детей в образовательных учреждениях. Приложение 2 к приказу Минздрава России и Минобразования России от 30.06.92 N 186/272.

  Критерии оценки состояния здоровья детей. Приложение 3 к приказу Минздрава России и Минобразования России от 30.06.92 N 186/272.

  Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях. Письмо Минздрава России от 21.12.99 N 13-16/42.

  Городская целевая межведомственная Программа "Формирование физической культуры и здорового образа жизни обучающихся и воспитанников" на 2004-2008 годы. Решение Магаданской городской Думы от 25.11.2003 N98-Д.

ЛИТЕРАТУРА:

Бондаревский Е. Я. Структура физической подготовленности дошкольников сб. научных трудов. Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников. -  М. 1988.

  Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи .М.,1988.

Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье (древние и новые каноны медицины). СПб., 1995.

  Дошкольное образование в России. Сборник нормативных документов. М., 1996.

  Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2002.

Калью П.И. Сущностная характеристика понятия "здоровье" и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. М., 1988.

Лескова Н., Ноткина Н. Оценка физической подготовленности дошкольника.//Дошкольное воспитание, 1989, N 10.

Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. М., 2002.

Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М.: "Просвещение", 1973.

  Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского форума с международным участием. 1,2,3 части. М.Ключ-С.2005. www.obrzdrav.ru .

Семёнова Л. М. Диагностические методики оценки физического и двигательного развития ребенка в норме и с проблемами в развитии (методическое пособие). Орёл, 2003.

Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1978.

Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск 1990.

  Управление ДОУ. 2006. N1.

 

Ход проведения Совета педагогов.

Выступление заведующего ДОУ "Научно-методологические основы сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении". (20 минут).

План выступления:

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).

Влияние факторов среды обитания и деятельности на состояние здоровья детей и взрослых [10.ч.1.стр.47].

Анализ данных Всероссийской диспансеризации детей в возрасте от 0 до 18 лет (2002 г.) -1 группа здоровья-32%, 2 группа здоровья -51,75%, 3 группа здоровья - 16,25%. [10.ч.1.стр.48].

Структура заболеваемости детей и подростков России [10.ч.1.стр.48].

Влияние на здоровье детей и взрослых экстремальной среды обитания Крайнего Северо-Востока России.

Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования России.

Влияние на здоровье детей предшкольного образования.

Анализ мониторинга здоровья детей, посещающих д/с N: (на базе которого проходит Совет педагогов) за последние 3 года.

Анализ мониторинга здоровья педагогов д/с N:. за последние 3 года.

Выводы.

Игра для рабочего настроя "Волшебная палочка" [13.стр.40-41] - 10 минут.

Цель: пробудить интерес участников Совета педагогов друг к другу, поставить их в определенные зависимости друг от друга, настроить педагогов на совместную работу.

"Волшебная палочка" (ручка, карандаш, линейка и т.п.) передается из рук в руки каждому участнику Совета педагогов и сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Варианты могут быть следующими :

  • передающий называет любое число, а принимающий на 2 (3,4:) единицы больше или меньше;
  • передающий называет существительное, а принимающий прилагательное (глагол), образованное от названного существительного;
  • передающий называет сказку, а принимающий - персонаж из названной сказки.

Деление на команды (см.Методические рекомендации), выбор капитана и имени команды.

Капитан каждой команды получает запечатанный конверт с заданием и необходимые для ответа материалы. После того, как команды разместятся за столами, они начинают обсуждение.

Проблема для обсуждения команды N1 (15 минут).

 

- физическое здоровье детей как социально-педагогическая проблема.

Эту проблему можно рассматривать с нескольких сторон:

  • человеческий фактор: известно, что на здоровье ребенка влияет уровень образования и культуры родителей, обеспеченность их жильем, материальная обеспеченность, злоупотребление алкоголем и т.п. Социальная несправедливость, обостряющаяся в нашей стране, все сильнее разделяет новые поколения детей на благополучное меньшинство и неблагополучное большинство. Медицинская статистика хладнокровно фиксирует тот факт, что в настоящее время более 80% часто болеющих детей - это дети из социально отсталых слоев населения. Что могут сделать педагоги дошкольного учреждения в данном направлении?
  • экологический фактор: отрицательное воздействие экологии сказывается на здоровье не только уже родившегося ребенка, но и в пренатальный период, когда здоровье и стиль жизни матери отражается на развитии плода и определяет будущее здоровье еще не родившегося ребенка . Например, в экологически неблагоприятных районах дети отстают в росте, у них снижена или наоборот повышена масса тела, возрастает число заболеваний костно-мышечной системы, болезни глаз и т.п. Могут ли сотрудники учреждений образования что-либо изменить?
  • социально-педагогический фактор :

- учебные нагрузки ;

- гиподинамия ;

- необходимость обучения в игровой форме;

- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни (через познание са-

мого себя, своей конституционной организации, черт, свойств, особенностей

своего внутреннего "я", через приобретение, пробуждение интереса воспитуемо-

го к познанию мира и человека, через развитие интуитивного, ассоциативного,

образного мышления, фантазии);

- Как можно решить проблему в условиях детского сада, микрорайона, города?

  медицинский фактор :

- в чем заключаются плюсы и минусы медицинского обслуживания дошкольников

микрорайона, где расположено ДОУ и города в целом ?

- роль медицинских работников в обеспечении здоровьесберегающих подходов к

организации образовательного процесса в ДОУ?

- что необходимо сделать, чтобы педагогические и медицинские работники стали

партнерами в воспитании дошкольников ?

Проблема для обсуждения команды N2 (15 минут).

- психическое и физическое здоровье педагога - залог эффективности воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и навыков саморегуляции. Недостаточный уровень психологической культуры и навыков саморегуляции делают педагога в стрессовых ситуациях и палачом, и жертвой одновременно. Страдают и дети, ибо попадают в невротизирующую среду обитания, и сам педагог, расплачивающийся за все соматическими и нервно-психическими болезнями.

ни для кого не секрет, что более 65% педагогов школ и детских садов страдают различными хроническими заболеваниями; 46-48% педагогов после 20 лет работы в образовании нуждаются в наблюдении и лечении у психиатра; 74% педагогов после 10 лет работы в детском саду или школе становятся пациентами ЛОР-врача (из-за проблем с голосовыми связками). Что и как можно изменить в жизнедеятельности отдельно взятого детского сада для создания здоровьесберегающих условий в его стенах?

кому больше нужны каникулы в детском саду: ребенку или педагогу?

влияют ли жизненные условия педагога на состояние его психического здоровья?

материальное благополучие педагога и его здоровье - может ли здесь стоять знак равенства?

 

Проблема для обсуждения команды N3 (15 минут).

- психическое здоровье дошкольников - основной критерий образования 21 века.

особенности адаптации дошкольника к условиям детского сада;

особенности адаптации дошкольника к школьной жизни;

исследования многих ученых говорят о том, что каждый ребенок готов к обучению в

школе, но часто он не готов к тем условиям, которые создает для него школа,

согласны ли Вы с этой позицией?

готова ли школа работать индивидуально с каждым ребенком?

преемственность стиля взаимоотношений в семье и в детском саду - это проблема?

влияют ли взаимоотношения взрослого и ребенка на психическое здоровье последнего?

каким образом должно быть организовано психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в условиях детского сада Крайнего Северо-Востока?

Проблема для обсуждения для команды N4 (15 минут).

- психологический климат семьи - основа здоровья детей.

каким образом стресс влияет на здоровье ребенка-дошкольника?

согласно медицинской статистике, в возникновении 90% детских неврозов повинны семейные конфликты, а каждый третий ребенок-невротик - из неполной семьи. При этом у 86% женщин, воспитывающих детей без мужа, также отмечаются невротические проявления, в т. ч. 50% этих мам страдают неврастенией, а 15% - истерической психопатией. Педагог ДОУ не может решать эту проблему, но должен ли он знать о семейных проблемах своих воспитанников?

должны ли сотрудники ДОУ организовывать работу с родителями воспитанников из социально-неблагополучных семей? Как можно организовать эту работу, чтобы родители прислушивались к советам педагогов?

известно, что процесс обмена психоэмоциональным состоянием между ребенком и членами семьи является одним из важных факторов дальнейшего здоровья человека. Вы согласны с этой позицией?

Каким образом семейное воспитание влияет на поведение ребенка в детском саду?

Игра-разминка на мобилизацию внимания в группе "Руки-ноги"[13. стр.91]- 5-6 минут.

  Игра проводится со всеми участниками, после 15-минутной работы педагогов в командах - перед началом обсуждения.

  участникам необходимо выполнить простые движения под команду ведущего: по одному хлопку поднять руки, по двум хлопкам - встать.

  Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если уже стоят, то по двум хлопкам сесть.

  Меняя последовательность и темп хлопков, ведущий тренирует собранность и внимание участников.

В игре исполнитель должен удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторять движение соседей, которые могут быть неверными.

 

 
Приложение 1

Предложения команд могут быть оформлены следующим образом:

10 шагов к здоровью

(мероприятия, направленные на улучшение здоровья участников образовательного процесса в ДОУ N:.)

 

  Разработать программу создания благоприятного психологического климата среди педагогов, воспитанников и их родителей, направленную на достижение главной цели - сохранение здоровья всех участников образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения.

  Продолжить апробацию программы "Укрепления здоровья детей и взрослых в условиях детского сада Северо-Востока", разработанную авторским коллективом МДОУ N:..и учеными Северного международного университета.

  Для улучшения здоровья воспитанников и сотрудников детского сада:

  оборудовать сауну для детей и взрослых;

  оборудовать тренажерный зал для сотрудников и родителей с приглашением тренера для организации его работы;

  проводить консультации ЛОР-врача для педагогов не реже одного раза в год (предупреждение профессиональных заболеваний);

  организовать один раз в квартал на базе ДОУ консультирование детей детского сада врачом-педиатром, окулистом, ЛОР-врачом, врачом-невропатологом (выявления на ранних стадиях различных заболеваний детей);

  организовать занятия фитнес-аэробикой с детьми 5-7 лет;

  организовать работу физио и массажного кабинетов для сотрудников ДОУ;

  открыть санаторные группы для часто и длительно болеющих дошкольников.

  С целью повышения уровня психического и физического здоровья

детей и педагогов предусмотреть каникулы для дошкольников не менее

трех раз в учебном году.

5. Оборудовать и организовать работу кабинета релаксации для

воспитанников, сотрудников и родителей детского сада N:.

6. С целью сохранения психического здоровья воспитанников в период их

адаптации к условиям детского сада открыть "Школу молодых

родителей".

7. Оборудовать "Уголки уединения" в каждой возрастной группе.

8. Пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей

воспитанников через:

  проведение семейных спортивных праздников выходного дня;

  запись видеокассет с режимными моментами, касающимися здоровья детей;

  журнал "Карапуз" (издается сотрудниками ДОУ N:.);

  организацию совместных (дети, родители, сотрудники детского сада) выездов на природу, горнолыжную базу;

  оформление фотовыставок спортивных мероприятий с обновлением не реже одного раза в месяц;

  работу семейного консультационного пункта ;

  консультации специалистов здравоохранения г.Магадана.

9. Включить в годовой план ДОУ вопрос об изучении и внедрении

современных педагогических здоровьесберегающих технологий.

10. Обеспечить мониторинг соматического, физического и психического

состояния здоровья детей с объективным отражением данных о ребенке

в карте выпускника ДОУ N:..

Приложение 2 к сценарию Совета педагогов

Анализ мониторинга здоровья детей и взрослых может быть сделан следующим образом:

 

ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ , ПОСТУПАЮЩИХ В ДОУ N:.

(данные даются в процентном отношении)

 

Группа здоровья
2002 / 2003 у / г.
2003/2004 у / г
2004 / 2005 у / г
примечание
1 группа здоровья - дети, не имеющие откло- нений по всем признакам здоровья
...
...
...
...
2 группа здоровья
...
...
...
...
3 группа здоровья
..
...
...
...
 
Приложение 3 к сценарию Совета педагогов

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ II и III групп (по дням, пропущенным в связи с болезнью)

годы 2002 / 2003 у / г. 2003/2004 у / г 2004 / 2005 у / г   2005 /2006 у / г  
возраст детей от 1 года до 2 лет от 2-х лет до 3-х лет от 3-х лет до 4-х лет от 4-х лет до 5-и лет
Примечание : данные берутся из отчетов старшей медсестры ДОУ. Для чистоты исследо-вания необходимо анализировать здоровье одних и тех же дошкольников, но в разных возрастных группах, т.е. в течение нескольких лет.

 

Приложение 4 к сценарию Совета педагогов

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ В ДОУ N:: за 2003-2006 гг.

(данные диспансерных осмотров и экспресс-опроса)

 

Число педагогов , имеющих патологию
Заболевания желудочно- кишечного тракта
Заболевания костно-мышечной системы
Заболевания центральной нервной системы
Заболевания эндокринной системы
Сердечно-сосудистые заболевания
Другие заболевания
год
2003
2006
2003
2006
2003
2006
2003
2006
2003
2006
2003
2006
человек
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
%
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...

 

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)