![]() ![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здоровье малышейСОВЕТ ПЕДАГОГОВ - ГОСТЕВОЙ ОБМЕН ОПЫТОМ(сценарий)Тема: Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально-педагогическая проблема Автор: Пастюк Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, зам.заведующего кафедры педагогики и психологии начального обучения и дошкольного воспитания (ПиПНОиДВ) Северного международного университета в г.Магадане ":Всех нас тревожит здоровье детей. И роль физической культуры для улучшения состояния здоровья ребенка трудно переоценить. Конечно, и физкультура - не панацея. Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и экологическая обстановка, и социальные условия жизни, и психологический климат в семье. Из выступления Эммы СТЕПАНЕНКОВОЙ, кандидата медицинских наук, профессора кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ на Всероссийском совещании 2001 года в Москве, посвященном проблемам здоровья дошкольников. Участники Совета:педагоги ДОУ, на базе которого проводится мероприятие; педагоги-гости из трех ДОУ района ( по 3 человека из каждого учреждения); преподаватели Северного международного университета (2-3 человека); представители здравоохранения (2-3 человека) ; представители системы образования (1-2 человека) ; представители школ микрорайона (2-3 человека); члены попечительского Совета (2 человека). Методические рекомендации по проведению Совета:Деление на команды проводится на основе геометрических фигур ( каждый участник вынимает из коробки любую геометрическую фигуру, далее он должен примкнуть к той команде, где есть именно эта фигура. В результате получается четыре команды: "Треугольники", "Квадраты", "Овалы", "Ромбы" ); Необходимо распределить участников Совета так, чтобы в каждую группу входили представители всех учреждений, принимающих участие в Совете педагогов. Только в этом случае, несмотря на то, что взгляд на проблему у всех членов команды будет практически одинаков, каждый из участников увидит ее решение по-разному, именно потому, что во всех детских садах она решается различно. Каждый участник Совета должен иметь возможность (в случае необходимости) дополнить выступление коллег из другой команды или предложить свое решение проблемы; Обсуждение проблем, поставленных перед каждой командой, проводится в форме диалога. Члены команды должны самостоятельно решить, кто из них будет выступать. Работа участников Совета в командах начинается и заканчивается одновременно и продолжается не более 15 минут. Задача членов каждой команды (помимо выявления проблем) сформулировать по 2-3 конкретных предложения для решения проблемы в условиях детского сада, микрорайона, города. Такую установку перед началом обсуждения дает председатель Совета, ведущий заседание. Члены жюри (это могут быть члены административной группы ДОУ) записывают предложения команд, чтобы обобщить их и оставить наиболее важные - это и будет решение Совета педагогов. Удобно в этом случае использовать диктофон. Задания и игры должны быть построены таким образом, чтобы не допустить соперничества команд друг с другом. Председателю Совета, ведущему заседание, необходимо следить за регламентом, т.к. участники в момент рассуждений или споров часто забывают о времени. Все материалы предварительных исследований оформляются в форме таблиц или диаграмм (с обязательными выводами) и помещаются на специальных стендах в помещении, где проводится Совет педагогов. В этом случае участники Совета при коллективном обсуждении имеют возможность использовать результаты исследований. Для того, чтобы педагоги-гости и педагоги-хозяева могли обращаться друг к другу по именам необходимо выдать бейджи, где написано Ф.И.О. и должность участника.
Предварительная работа:знакомство с литературой по теме Совета педагогов; проведение мастер-классов по теме Совета педагогов; проведение самоанализа профессиональных знаний и умений, необходимых для организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми; проведение сравнительного анализа заболеваемости дошкольников экспериментальных и контрольных групп; анализ мониторинга здоровья дошкольников ДОУ N:..(последние 3 года); анализ состояния здоровья детей, поступающих в детский сад N:.; анализ мониторинга здоровья педагогов ДОУ N:. (последние 3 года) ; подготовка бейджей для всех участников (Ф.И.О., должность и учреждение, где работает); подготовка наглядной информации о проведенных исследованиях по теме Совета педагогов. Перечень нормативно-правовых и инструктивных документов, на которые необходимо опираться при подготовке выступлений(педагоги знакомятся с ними заранее): Декларация "О школьном здравоохранении в Европе". 13-й Конгресс Европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья (12-15 октября 2005, Дубровник, Хорватия). Европейская стратегия "Здоровье и развитие детей и подростков ". 55-я сессия Европейского регионального комитета ВОЗ (12-16 сентября 2005. Бухарест , Румыния). Положение о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения. Приложение 1 к приказу Минздрава России и Минобразования России от 30.06.92 N 186/272 . Функциональные обязанности медицинских работников, обслуживающих детей в образовательных учреждениях. Приложение 2 к приказу Минздрава России и Минобразования России от 30.06.92 N 186/272. Критерии оценки состояния здоровья детей. Приложение 3 к приказу Минздрава России и Минобразования России от 30.06.92 N 186/272. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях. Письмо Минздрава России от 21.12.99 N 13-16/42. Городская целевая межведомственная Программа "Формирование физической культуры и здорового образа жизни обучающихся и воспитанников" на 2004-2008 годы. Решение Магаданской городской Думы от 25.11.2003 N98-Д. ЛИТЕРАТУРА:Бондаревский Е. Я. Структура физической подготовленности дошкольников сб. научных трудов. Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников. - М. 1988. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи .М.,1988. Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье (древние и новые каноны медицины). СПб., 1995. Дошкольное образование в России. Сборник нормативных документов. М., 1996. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2002. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия "здоровье" и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. М., 1988. Лескова Н., Ноткина Н. Оценка физической подготовленности дошкольника.//Дошкольное воспитание, 1989, N 10. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. М., 2002. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М.: "Просвещение", 1973. Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского форума с международным участием. 1,2,3 части. М.Ключ-С.2005. www.obrzdrav.ru . Семёнова Л. М. Диагностические методики оценки физического и двигательного развития ребенка в норме и с проблемами в развитии (методическое пособие). Орёл, 2003. Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1978. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск 1990. Управление ДОУ. 2006. N1.
Ход проведения Совета педагогов.Выступление заведующего ДОУ "Научно-методологические основы сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении". (20 минут). План выступления: Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения). Влияние факторов среды обитания и деятельности на состояние здоровья детей и взрослых [10.ч.1.стр.47]. Анализ данных Всероссийской диспансеризации детей в возрасте от 0 до 18 лет (2002 г.) -1 группа здоровья-32%, 2 группа здоровья -51,75%, 3 группа здоровья - 16,25%. [10.ч.1.стр.48]. Структура заболеваемости детей и подростков России [10.ч.1.стр.48]. Влияние на здоровье детей и взрослых экстремальной среды обитания Крайнего Северо-Востока России. Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования России. Влияние на здоровье детей предшкольного образования. Анализ мониторинга здоровья детей, посещающих д/с N: (на базе которого проходит Совет педагогов) за последние 3 года. Анализ мониторинга здоровья педагогов д/с N:. за последние 3 года. Выводы. Игра для рабочего настроя "Волшебная палочка" [13.стр.40-41] - 10 минут.Цель: пробудить интерес участников Совета педагогов друг к другу, поставить их в определенные зависимости друг от друга, настроить педагогов на совместную работу. "Волшебная палочка" (ручка, карандаш, линейка и т.п.) передается из рук в руки каждому участнику Совета педагогов и сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Варианты могут быть следующими :
Деление на команды (см.Методические рекомендации), выбор капитана и имени команды. Капитан каждой команды получает запечатанный конверт с заданием и необходимые для ответа материалы. После того, как команды разместятся за столами, они начинают обсуждение. Проблема для обсуждения команды N1 (15 минут).
- физическое здоровье детей как социально-педагогическая проблема. Эту проблему можно рассматривать с нескольких сторон:
- учебные нагрузки ; - гиподинамия ; - необходимость обучения в игровой форме; - воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни (через познание са- мого себя, своей конституционной организации, черт, свойств, особенностей своего внутреннего "я", через приобретение, пробуждение интереса воспитуемо- го к познанию мира и человека, через развитие интуитивного, ассоциативного, образного мышления, фантазии); - Как можно решить проблему в условиях детского сада, микрорайона, города? медицинский фактор : - в чем заключаются плюсы и минусы медицинского обслуживания дошкольников микрорайона, где расположено ДОУ и города в целом ? - роль медицинских работников в обеспечении здоровьесберегающих подходов к организации образовательного процесса в ДОУ? - что необходимо сделать, чтобы педагогические и медицинские работники стали партнерами в воспитании дошкольников ?
Проблема для обсуждения команды N2 (15 минут). - психическое и физическое здоровье педагога - залог эффективности воспитательно-образовательного процесса в детском саду. профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и навыков саморегуляции. Недостаточный уровень психологической культуры и навыков саморегуляции делают педагога в стрессовых ситуациях и палачом, и жертвой одновременно. Страдают и дети, ибо попадают в невротизирующую среду обитания, и сам педагог, расплачивающийся за все соматическими и нервно-психическими болезнями. ни для кого не секрет, что более 65% педагогов школ и детских садов страдают различными хроническими заболеваниями; 46-48% педагогов после 20 лет работы в образовании нуждаются в наблюдении и лечении у психиатра; 74% педагогов после 10 лет работы в детском саду или школе становятся пациентами ЛОР-врача (из-за проблем с голосовыми связками). Что и как можно изменить в жизнедеятельности отдельно взятого детского сада для создания здоровьесберегающих условий в его стенах? кому больше нужны каникулы в детском саду: ребенку или педагогу? влияют ли жизненные условия педагога на состояние его психического здоровья? материальное благополучие педагога и его здоровье - может ли здесь стоять знак равенства?
Проблема для обсуждения команды N3 (15 минут). - психическое здоровье дошкольников - основной критерий образования 21 века. особенности адаптации дошкольника к условиям детского сада; особенности адаптации дошкольника к школьной жизни; исследования многих ученых говорят о том, что каждый ребенок готов к обучению в школе, но часто он не готов к тем условиям, которые создает для него школа, согласны ли Вы с этой позицией? готова ли школа работать индивидуально с каждым ребенком? преемственность стиля взаимоотношений в семье и в детском саду - это проблема? влияют ли взаимоотношения взрослого и ребенка на психическое здоровье последнего? каким образом должно быть организовано психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в условиях детского сада Крайнего Северо-Востока?
Проблема для обсуждения для команды N4 (15 минут). - психологический климат семьи - основа здоровья детей. каким образом стресс влияет на здоровье ребенка-дошкольника? согласно медицинской статистике, в возникновении 90% детских неврозов повинны семейные конфликты, а каждый третий ребенок-невротик - из неполной семьи. При этом у 86% женщин, воспитывающих детей без мужа, также отмечаются невротические проявления, в т. ч. 50% этих мам страдают неврастенией, а 15% - истерической психопатией. Педагог ДОУ не может решать эту проблему, но должен ли он знать о семейных проблемах своих воспитанников? должны ли сотрудники ДОУ организовывать работу с родителями воспитанников из социально-неблагополучных семей? Как можно организовать эту работу, чтобы родители прислушивались к советам педагогов? известно, что процесс обмена психоэмоциональным состоянием между ребенком и членами семьи является одним из важных факторов дальнейшего здоровья человека. Вы согласны с этой позицией? Каким образом семейное воспитание влияет на поведение ребенка в детском саду?
Игра-разминка на мобилизацию внимания в группе "Руки-ноги"[13. стр.91]- 5-6 минут.Игра проводится со всеми участниками, после 15-минутной работы педагогов в командах - перед началом обсуждения. участникам необходимо выполнить простые движения под команду ведущего: по одному хлопку поднять руки, по двум хлопкам - встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если уже стоят, то по двум хлопкам сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, ведущий тренирует собранность и внимание участников. В игре исполнитель должен удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторять движение соседей, которые могут быть неверными.
Приложение 1Предложения команд могут быть оформлены следующим образом: 10 шагов к здоровью (мероприятия, направленные на улучшение здоровья участников образовательного процесса в ДОУ N:.)
Разработать программу создания благоприятного психологического климата среди педагогов, воспитанников и их родителей, направленную на достижение главной цели - сохранение здоровья всех участников образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения. Продолжить апробацию программы "Укрепления здоровья детей и взрослых в условиях детского сада Северо-Востока", разработанную авторским коллективом МДОУ N:..и учеными Северного международного университета. Для улучшения здоровья воспитанников и сотрудников детского сада: оборудовать сауну для детей и взрослых; оборудовать тренажерный зал для сотрудников и родителей с приглашением тренера для организации его работы; проводить консультации ЛОР-врача для педагогов не реже одного раза в год (предупреждение профессиональных заболеваний); организовать один раз в квартал на базе ДОУ консультирование детей детского сада врачом-педиатром, окулистом, ЛОР-врачом, врачом-невропатологом (выявления на ранних стадиях различных заболеваний детей); организовать занятия фитнес-аэробикой с детьми 5-7 лет; организовать работу физио и массажного кабинетов для сотрудников ДОУ; открыть санаторные группы для часто и длительно болеющих дошкольников. С целью повышения уровня психического и физического здоровья детей и педагогов предусмотреть каникулы для дошкольников не менее трех раз в учебном году. 5. Оборудовать и организовать работу кабинета релаксации для воспитанников, сотрудников и родителей детского сада N:. 6. С целью сохранения психического здоровья воспитанников в период их адаптации к условиям детского сада открыть "Школу молодых родителей". 7. Оборудовать "Уголки уединения" в каждой возрастной группе. 8. Пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей воспитанников через: проведение семейных спортивных праздников выходного дня; запись видеокассет с режимными моментами, касающимися здоровья детей; журнал "Карапуз" (издается сотрудниками ДОУ N:.); организацию совместных (дети, родители, сотрудники детского сада) выездов на природу, горнолыжную базу; оформление фотовыставок спортивных мероприятий с обновлением не реже одного раза в месяц; работу семейного консультационного пункта ; консультации специалистов здравоохранения г.Магадана. 9. Включить в годовой план ДОУ вопрос об изучении и внедрении современных педагогических здоровьесберегающих технологий. 10. Обеспечить мониторинг соматического, физического и психического состояния здоровья детей с объективным отражением данных о ребенке в карте выпускника ДОУ N:.. Приложение 2 к сценарию Совета педагоговАнализ мониторинга здоровья детей и взрослых может быть сделан следующим образом:
ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ , ПОСТУПАЮЩИХ В ДОУ N:. (данные даются в процентном отношении)
Приложение 3 к сценарию Совета педагоговАНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ II и III групп (по дням, пропущенным в связи с болезнью)
Приложение 4 к сценарию Совета педагоговКАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ В ДОУ N:: за 2003-2006 гг. (данные диспансерных осмотров и экспресс-опроса)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта. При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary) |