Здоровье малышей
Комплексы коррекционных занятий с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Автор: руководитель физ.восп. Мусина Г.Т., МДОУ N 66 “Веселые Нотки”, г. Набережные Челны, р. Татарстан.
Занятия составлены в комплексы с опорой на издания:
- «Комплексы лечебной гимнастики» Е.И. Подольской
- «Оздоровительные занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет» Е.Н. Вареник, С.Г. Кудрявцева, Н.Н. Сериенко
- «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников» Т.Г. Анисимова, С.А. Ульянова
КОМПЛЕКС N1
Ходьба в колонне по одному. Бег с замахом голени назад, с высоким подниманием колен, на месте (следить за осанкой) - 50 сек.
«Цапля» |
Выполнять 2-4 раза |
Когда цапля ночью спит,
На одной ноге стоит.
Не хотите ли узнать:
Трудной ли цапле так стоять?
А для этого нам нужно
Сделать позу эту дружно! |
И.П.: стоя на правой ноге согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны и постоять так немного. Затем то же на левой ноге. |
«Гуси» |
Выполнять 1-2 раза |
И.П.: присев на корточки, ходить «гусиным шагом». Руки положить на колени. Спину держать ровно! |
Ходьба по гимнастической скамье, на середине скамейки присесть, затем выпрямиться и пройти до конца, руки в стороны, спину держать ровно. Выполнять 2-3 раза.
Название |
Метод.указания |
«Кошечка» - 2-3 раза |
И.П.: стоя на четвереньках с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» - спина круглая, голову опускать как можно ниже. «Кошечка ласковая» - прогнуть спину, голову приподнять. |
«Качалочка» - 2-3 раза |
«На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давайте мы тоже попробуем так же покачаться». И.П.: лежа на спине, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить руками. Покачиваться на спине влево-вправо. |
Релаксация «Космос» (до 3-4 мин).
Мы друзей хороших на луне нашли,
Пригласили в космос их и летим, летим.
Мы парим как ласточки в вышине,
Звездами любуемся в тишине.
Ветерок-проказник вскоре прилетел
Опустив на землю нас нежно шелестел |
Под музыкальное и речевое сопровождение.
И.П.: лежа на ковре, полное расслабление туловища и конечностей. |
КОМПЛЕКС N2
Построение в колонне по одному. Ходьба приставным шагом вправо, влево, в полуприседе, гусиным шагом (до 1 мин). Прыжки «как лягушки», «лошадки» (30-40сек.)
«Елочка» |
И.П.: о.с., ладони развернуты.
«Елочка веточки подняла (вдох), опустила (выдох)» |
«Все спортом занимаются» |
2-4 раза в соответствии с текстом |
Скачет лягушонок: ква-ква-ква!
Плавает утенок: кря-кря-кря!
Все вокруг стараются, спортом занимаются.
Маленький бельчонок: скок-скок-скок!
С веточки на весточку: прыг-скок, прыг-скок.
Все вокруг стараются, спортом занимаются. |
Сжимать и разжимать пальцы в кулаках
Имитировать плавание. Сжимать и разжимать прямые пальцы рук.
Одна рука вниз, другая вверх. Менять положение рук.
Прыжки на месте, вперед-назад
Одна рука вниз, другая вверх. Менять положение рук. |
Ползать по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками на животе. Ползать с мешочком на спине (2-3 раза)
- Подвижная игра (малой подвижности)
Название |
Метод.указания |
«Ловкие ноги» 2-3 раза |
Стоя на месте зажать мешочек ступнями ног. Подпрыгнуть и бросить мешочек вперед. |
Релаксация «Буратино» (до 1,5мин).
Лягте поудбоней. Представьте, что вы деревянные человечки, которые очень устали и хотят отдохнуть. Медленно закройте глаза. Дышите спокойно. Вдох – задержите дыхание (5 сек), выдох (5 сек) (5- раз). Отдыхаем (10 сек). Настроение прекрасное, все улыбаются и радость своей улыбки дарим окружающим. Итак, вы деревянные куклы. Ваша правя нога поднимается вверх. Она прямая и жесткая, как палочка. Держим ее 5 сек. Опускаем вниз, отдыхаем. Поднимаются ваши руки. Держим 5 сек., они прямые и напряженные. Опускаем. Руки отдыхают. Ваша голова медленно поднимается вверх. Напрягаем шею. Держим 5 сек. Спокойно опускаем голову. Буратино отдыхает. Расслабленно все тело. Расслабленны руки, ноги, туловище. Напряжение уходит. Дыхание спокойное. Шея расслабленна, голова лежит неподвижно. Мышцы лица расслабленны. Буратино отдыхает. Сейчас я досчитаю до 5 и Буратино откроет глаза: 1,…,5. Наступает пробуждение. Все куклы чувствуют себя бодрыми и радостными!. |
Под музыкальное и речевое сопровождение.
И.П.: лежа на животе, установка на расслабление, восстановление дыхания. |
КОМПЛЕКС N3
- Вводная часть: «Превращалки»
Вот шагают великаны
Их шаги всегда огромны
Превратились великаны в маленьких веселых гномов.
Гномы превратились в кошек,
Мягкие у кошек лапки.
Если кошек потревожить-
Появляются царапки.
Вдруг лягушки появились,
Искупались в быстрой речке,
А потом все превратились в настоящих человечков! |
Шагаем на носочках, подняв руки вверх.
Делаем широки шаги.
Садимся на корточки передвигаемся, раскачиваясь из стороны в сторону.
Встаем на четвереньки и идем, мягко ступая ладошкам –лапками.
Крутим кистями рук.
Хлопаем в ладоши.
Растопыриваем пальчики.
Прыгаем по лягушачьи.
Имитируем плавательные движения, можно лежа на полу.
Встаем и шагаем в ритм стихотворения. |
2.Основная часть:
«Все спортом занимаются» |
2-4 раза в соответствии с текстом |
Скачет лягушонок: ква-ква-ква!
Плавает утенок: кря-кря-кря!
Все вокруг стараются, спортом занимаются.
Маленький бельчонок: скок-скок-скок!
С веточки на весточку: прыг-скок, прыг-скок.
Все вокруг стараются, спортом занимаются. |
Сжимать и разжимать пальцы в кулаках
Имитировать плавание. Сжимать и разжимать прямые пальцы рук.
Одна рука вниз, другая вверх. Менять положение рук.
Прыжки на месте, вперед-назад
Одна рука вниз, другая вверх. Менять положение рук. |
1. И.П.: о.с. 1-8 – круги назад согнутыми в локтях руками, отводя локти назад, сближать лопатки (8 раз)
2. И,П.: ноги на ширине плеч, руки перед грудью. 1-2 – руки к плечам (ладони вперед, пальцы врозь, локти прижимать к бокам), 3-4 – сказать «ква», и.п. (8 раз)
3. И.П.: то же, руки согнуты в локтях перед грудью. 1-4 – разгибать руки в стороны, 5-8 – и.п., произнести «ш-ш-ш» (8 раз)
4. И.П.: лежа на спине, руки на бедрах. 1-4 – сжать кулаки, согнуть стопы на себя; 5-8 – разжать кулаки и оттянуть носки до упора (8 раз)
5. И.П.: то же, руки под затылком, ноги приподнять. 1-4 – развести ноги врозь, 5-8 – и.п.
6. «Часики». Часики вперед идут, за собою нас зовут. И.П.: ноги слегка расставлены. 1- взмах руками вперед «тик» - вдох, 2 – взмах руками назад «так» - выдох (4 раза)
Ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове. Выполнять 2 раза.
3.Заключительная часть
Релаксация «Космос» (до 3-4 мин). См. комплекс N 1
КОМПЛЕКС N4
1.Вводная часть:
Ходьба друг за другом с сохранением правильной осанки (20-30 шагов). Ходьба с высоким поднимание бедра, руки за спиной (20-30 шагов). Ходьба на носках, руки вверх «в замке» (20-25 шагов). Ходьба на наружном своде стопы, руки на поясе; произносить на каждый шаг: «Мишка косолапый, по лесу идет… и ногою - ТОП!» (дети останавливаются и топают ногой). Ходьба с ускорением с переходом на бег (2 раза). Дыхательное упражнение: отводя плечи назад, сделать глубокий вдох через нос – на 2 шага, выдох – через губы, сложенные трубочкой – на 4 шага.
2.Основная часть:
- ОРУ (с гимнастическими палками)
1. И.П.: руки внизу. 1-2 – подняться на носки, поднимая палку прямыми руками вверх-назад; 3-4 – И.П. (8 раз)
2. И,П.: руки вверху. 1-2 – сделать выпад вперед правой ногой, опуская прямые руки с палкой назад – вниз, прогибая спину; 3-4 – И.П. (8 раз)
3. И.П.: ноги на ширине плеч, гимнастическая палка за лопатками. 1-2- поворот туловища вправо; 3-4- И.П. то же влево. (8 раз)
4. И.П.: ноги врозь, руки с гимнастической палкой подняты вверх. 1-2 – наклон вперед прогибая спину, сгибая руки и опуская палку к полу; 3-4 – И.П. (8 раз)
5. И.П.: лежа на спине, гимнастическая палка в руках на груди. 1-2- поднять руки с палкой вперед- вверх; 3-4 – прямые ноги поднять вверх, дотронуться носками до палки; 5-6 – И.П. (4 раза)
6. «Петух». Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг. И.П.: ноги слегка расставлены. 1-2 - поднять руки в стороны - вдох, 3-4 – хлопать руками по будрам, издавая звуки «ку-ка-ре-ку» - выдох (6 раза)
Ползание на четвереньках вперед, поочередно передвигая руки и ноги, приближая грудь к полу. С мешочком на спине, через препятсквия.
«Покачай малышку» |
3-5 раз (укреплять мышечный корсет) |
И.П.: сидя, поднять к груди стопу ноги, обнять ее руками. Укачивать «малышку», касаясь лбом колена и стопы ноги. |
«Паравозики» |
2-3 раза (формировать правильную осанку, укрепить связочно- мышечный аппарат туловища и нижних конечностей.) |
И.П.: сидя, ноги слегка согнуты в коленях, локти прижаты слегка к туловищу. «Поехали!». Двигаемся вперед, по полу, помогая только ногами. Руки выполняют круговые движения, имитируя колеса. Остановиться через 2-3м, пауза, затем продолжить движение. Второй вариант движения – назад. |
3.Заключительная часть
Релаксация «Молчок» (до 3-4 мин).
Чики-чики, чики-чок,
Где ты, дедушка молчок?
Заходи к нам, посидим, помолчим…
Слышишь, добрый старичок?
Ти-ши-на… Пришел молчок!
Не спугни его, смотри –
Ни-че-го не говори, тс-с-с-с-с…
КОМПЛЕКС N5
1.Вводная часть:
Ходьба друг за другом на носочках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, скрестным шагом. Бег друг за другом, со сменой направления. Ходьба, построение.
2.Основная часть:
1. И.П.: о.с.. 1-4 – поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед; 5-8 – И.П., расслабляя мышцы рук (8 раз)
2. И,П.: ноги на ширине плеч. 1-4 – круги назад, выпрямленными в стороны руками, кисти сжаты в кулачок; 5-6 – И.П. (8 раз)
3. И.П.: то же. 1-4- руки на затылок; 5-8- руки за спину; 9-10 - И.П. (8 раз)
4. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-4 – согнуть ноги и подтянуть колени к животу; 5-6 – выпрямить ноги; 7-11 – пауза; 12- опустить ноги, И.П. (8 раз)
5. И.П.: лежа на животе, руки впереди. 1-6- поднять голову и отвести плечи назад, приподнять руки и ноги; пауза 6 сек.; 7-14 – опустить руки и ноги, пауза расслабления 5-6 сек, поясницу не прогибать (4 раза)
6. «Петух». Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг. И.П.: ноги слегка расставлены. 1-2 - поднять руки в стороны - вдох, 3-4 – хлопать руками по будрам, издавая звуки «ку-ка-ре-ку» - выдох (4 раза)
1.Ходьба с перешагиванием через кирпичики, высоко поднимая колени, руки на поясе, носки оттянуты, голова прямо. 2. прыжки на правой и левой ногах с продвижением вперед.
«Елочка» |
2-3 раза (укреплять мышечный корсет) |
Мы в лесок пойдем,
Ёлочку найдем,
Ёлочка – красавица,
Деткам очень нравится.
Стройная, пахучая,
Ёлочка колючая. |
Ходьба спортивным шагом
Ходьба на носках, руки вверх
Ходьба на носках, руки внизу чуть в стороны, ладони параллельно полу. |
«Цапля» |
См. комплекс N 1 |
3.Заключительная часть
Релаксация «Океан» (до 3-4 мин).
(под музыкальное и речевое сопровождение, лежа на ковре, полное расслабление конечностей и туловища)
Я услышу океана шум, прибой… И шелест пены на песке прибрежном.
Волна беседует со мной, она мне говорит:
Расслабьтесь, успокойтесь, отдохните… Услышьте шум прибоя ровный.
Пусть голову оставят мысли, пусть шея, грудь и руки отдохнут.
Вдохните чистый воздух океана, расслабьте тело, ноги и услышьте…
Как тепло и свет вливается в вас, уносят огорчения, болезни…
Свет чистый, белый чистит душу, тело… Дает любовь и веру в торжество добра!
Услышьте тишину, она молчит. Впустите тишину в себя. Покой!
Но вот прохладный ветер пробежал по телу, взбодрил нас всех
И мы проснулись, потянулись…Потянулись, улыбнулись. |