Городецкая роспись. Сайт для работников дошкольного образования
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей

Автор: Тестова О.Б. getes113@inbox.ru

Городецкая роспись.

Городец – ровесник Москвы. Почти ровесник. Он моложе столицы всего на пять лет и основан в 1152 году. Новая крепость на высоком берегу Волги служила для охраны восточных границ Ростово-Суздальского княжества. Дважды сожженный дотла (Батыем в 1239 году и Едигеем в 1408 году) Городец снова и снова возрождается из пепла и руин, хотя и не достигает своей былой величины. Но как бы то ни было, а выгодное географическое положение, близость такого удобного торгового пути, как Волга, великолепная природа Нижегородского Заволжья и размеренный, неторопливый уклад жизни – все способствовало здесь возрождению и расцвету народных промыслов.

До сих пор многие дома в Городце сохранили богатое резное убранство, где в хитрых переплетениях орнамента притаились сказочные птицы – сирины, русалки-берегини (местное название – «фараонки»), полуфантастические львы.

Тесно соприкасается с искусством архитектурной резьбы мастерство изготовления пряничных досок. Сюжеты пряничных досок-штампов еще более разнообразны. Помимо чисто орнаментальных композиций здесь можно встретить и птицу-сирина, павлина, и изображение стерляди. Довольно часто резчик вырезал на пряничной матрице просто коня или всадника, а также петухов, гусей и других птиц и животных. Особую группу составляют «архитектурные» мотивы – сказочные города. Наконец, в более позднее время в пряничное искусство проникло и утвердилось изображение пароходов и первых поездов только что проложенной «чугунки».

Прочно вошла в историю русского народного искусства деревянная городецкая игрушка – кони с лебедиными шеями, запряженные в расписные коляски.

А кто не знает городецкую роспись! Издавна сложилась в Городце и окрестных селах традиция украшения «донец»-подставок для гребней и швеек. Вначале их декорировали выемчатой резьбой и инкрустацией мореным дубом. А приблизительно с середины прошлого века донца стали расписывать. Да и не только на донцах встречается характерная яркая и жизнерадостная городецкая роспись. Расписывали дуги, детские стульчики, мочесники (коробки для веретен и для «мочки» – так называли подготовленную для прядения кудель). Но сегодня мы подробнее поговорим о городецких «дудках» – глиняных игрушках – свистульках. Промысел этот заслуживает особого внимания уже потому, что мастера-игрушечники в Городецком районе работают и по сей день. Таким образом, изучение городецкой свистульки – это не только удовлетворение исторического интереса, но и попытка решить насущный вопрос о судьбе народного промысла сегодня.

 

Игрушечный промысел в деревнях Жбанниково, Рыжухино, Роймино, Язвицы существует с незапамятных времен, как и большинство народных промыслов. Поскольку серьезный интерес к городецкой игрушке стали проявлять, пожалуй, только с 30-х годов XX столетия, каких-либо письменных источников, рассказывающих о дореволюционной городецкой свистульке, по-видимому, не существует. Во всяком случае, их не удалось разыскать.

Изготовление городецких «дудок» – вторичный, побочный промысел по отношению к горничному делу. Старожилы вспоминают о мастере-дудушнике Василии Дудкине, который работал еще до первой мировой войны. Может быть, фамилия этого мастера косвенно говорит о древности промысла? Ведь династии умельцев, фамилия которых идет от их ремесла, - явление нередкое на Руси.

Более основательным свидетельством древности традиций городецкой свистульки можно считать характер лепки этих игрушек. Наиболее в историческом плане устойчивые силуэты городецких свистулек вписываются в равнобедренный прямоугольный треугольник, поставленный на один из катетов. При этом туловище любой игрушки не отличается от другой – будь то петушок, барашек или олень. Различные животные и птицы разнятся друг от друга только моделировкой головы. Такой подход к техническим приемам лепки имеет давнее происхождение.

Силуэт, вписываемый в треугольник, особенно характерен для северорусской глиняной пластики (игрушка Вятки, Каргополя, Ивановской области).

Эта компактная и дельная форма, найденная древнерусскими мастерами, создает впечатление устойчивости и равновесия. Да и в буквальном смысле такая игрушка весьма устойчива. Она опирается на три точки: две короткие лапки спереди, решенные условно в виде небольших бугорков, и хвост-свисток сзади. Здесь форма глиняного свистка в собственном смысле слова самым удачным образом связана и согласована с обобщенным изображением животного. Пластический язык скуп, но выразителен. Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а дает сказочное решение образа, в котором точность отдельных деталей не вызывает ощущения обыденного, а сказочность не уводит совсем от реальности. Как в случае с выдуманным и в то же время таким живым фантастическим коньком-горбунком.

Кроме треугольных по силуэту и тяготеющих к конусу по общему объему свистулек, городецкие мастера с давних пор, по крайней мере с 30-х годов, пытаются освоить и самые обычные по форме, почти натуралистические скульптурные изображения. Мастер Ларион Трифонович Потатуев (1912-1941 г.г.), работы которого хорошо представлены в Загорском музее игрушки и в Московском музее народного искусства, лепил глиняных солдатиков (они смотрятся словно увеличенные во много раз всем известные оловянные солдатики), коней, поставленных на все четыре ноги. Он же, по-видимому, первый из мастеров стал выполнять жанровые декоративные статуэтки – рыбак с рыбой, человек, играющий с собакой, и т.п. В погоне за внешней правдоподобностью и в стремлении к сходству изображения и живого прототипа Ларион Потатуев допускал некоторые вольности в обращении с этим хрупким материалом – обожженной глиной.

Компактная глиняная масса, из которой лепился, например, петушок, дробилась на мелкие детали – крылышки, хвост, подставку-ножку. И поныне некоторые мастера продолжают лепить солдатиков с гармошками, оленей, баранов, лошадок на четырех ногах, а не на трех точках опоры. Это видно в работах Прасковьи Степановны Тимофеевой (деревня Рыжухино).

Особняком стоит лепная «мелочь» – не более спичечной коробки фигурки птичек, которые изготовляют в Городецком районе

 

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)